Приложение МААМ

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Сравнение свойств дерева и металла»

тамара растунцева
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Сравнение свойств дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования

«Город Архангельск» детский сад комбинированного вида № 96 «Сосенка»

Растунцева Тамара Васильевна

воспитатель, высшая квалификационная категория

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Подготовительная группа, возраст детей 6-7 лет

ТЕМА: «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА

Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Познавательное развитие“ „Сравнение свойств дерева и металла“» размещена в разделах

ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные :

познакомить со свойствами и качествами дерева и железа;

объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы;

формировать экономические представления;

закреплять конструктивные свойства и названия строительных деталей, геометрических фигур;

учить выполнять постройку из 2-4 деталей и зарисовывать её в трёх проекциях с помощью трафаретов

Развивающие :

развивать наблюдательность, мышление детей (умение производить операции анализа, синтеза и сравнения);

формировать умение классифицировать и группировать, сопоставлять факты и делать выводы, строить высказывания; активизировать словарный запас;

развивать конструктивное мышление, воображение, представление об устойчивости строительных деталей

Воспитательные:

воспитывать навык коллективной работы;

воспитывать умение культурно выражать своё мнение;

ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитная доска; демонстрационный экран, проектор, компьютер;

Весы, нож, зажигалка, пинцет; предметы из дерева и металла, магниты;

Картинки с изображением предметов из дерева и металла;

Видеоролики «Сталеплавильный цех», «В кузнице»;

Ёмкость с водой;

Таблички, на которых написаны свойства и качества металла и дерева;

Мелкий строительный материал; листы бумаги, трафареты строительных деталей, карандаши;

Кукла Гном

Ход ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Организационный момент.

Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас в гостях Добрый Мудрый Гном. Он приглашает нас в путешествие в одну страну…. А в какую, вы сможете узнать, если отгадаете загадки:

1. Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (рука в рукавичке)

2. Кто в дом ни идёт, меня за ручку берёт (дверь)

3. Четыре ноги, а ходить не может (стол, стул)

4. Языка нет, а рассказывает (книга)

5. Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт (молоток и гвоздь)

6. Ну, кто готов свои две шпаги скрестить из-за клочка бумаги (ножницы)

- Как называются наши отгадки одним общим словом? Что это? Ответы детей… (предметы, вещи)

Значит, Добрый гном приглашает нас в страну…. «Предметов и вещей»

На демонстрационном экране появляется слайд «Страна предметов и вещей»

Добрый Мудрый Гном задаё т вопросы детям:

1. Дети, скажите, из чего люди делают разные предметы? ( Ответы детей: из дерева, из ткани, из стекла….)

2. Попробуйте вспомнить и назвать, какие предметы из дерева есть у вас дома? Значит, они какие? (деревянные)

3. Какие предметы нашего ближайшего окружения сделаны из металла? Значит, они какие? (металлические)

Часть 2. Воспитатель: Ребята, во время путешествия в страну предметов и вещей мы встретимся с деревом и металлом.

(Дети проходят за столы, на которых каждому ребёнку приготовлены предметы из дерева и металла, пластмассы, бумаги, ткани, магниты)

Воспитатель: Сегодня мы сравним СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА. И сделаем это экспериментальным путём.

Сначала рассмотрим их СВОЙСТВА. Проведё м эксперимент: «Тонут или не тонут в воде шарики из металла и дерева» (проводит воспитатель).

В ёмкость с водой опускаются металлический и деревянный шарики одинакового размера. Дети подводят итог эксперимента: утонул металлический шарик.

Воспитатель: Шарик из металла утонул, а почему же тогда не тонут корабли, сделанные из металла? (высказывания детей)

На экране слайд «Корабль на воде»

Воспитатель обобщает высказывания детей: корабли, сделанные из стальных пластин, имеют специальную конструкцию, которая позволяет им, несмотря на тяжесть, не тонуть, а держаться на воде.

Это свойство называется плавучестью.

(на магнитную доску прикрепляется карточка со словом «плавучесть» и символ)

Воспитатель: А сейчас мы поговорим о горючих свойствах железа и дерева.

Попробуем поджечь лучину и железную пластину (проводит воспитатель)

Дети из наблюдения делают вывод: дерево горит, а железо нет.

Воспитатель подводит итог:

1. Железо может только плавиться. Если его нагреть, оно становится мягким. С таким мягким железом работают кузнецы, они куют его, придавая железному бруску нужную форму. А если железо разогреть очень сильно, то оно становится жидким. Тогда его заливают в специальные формы и охлаждают. Получаются разные детали, предметы.

Демонстрируется видеоролик «В сталеплавильном цеху, в кузнице»

2. Дерево при сгорании выделяет тепло. Где это его свойство используют люди? …ответы детей (для отопления домов).

(На магнитную доску прикрепляются карточки с символами и со словом «горючесть»)

Воспитатель:

-Дети, возьмите магниты и проверьте, насколько хорошо магнит притягивает различные предметы – из дерева, из металла, бумаги, пластмассы, ткани.

Из эксперимента дети делают вывод: притягивается металл.

Воспитатель показывает детям, что дерево тоже обладает магнитными свойствами, только слабыми. Надо потереть деревянную палочку шерстяной материей, палочка притянет мелкие кусочки бумаги, волосы.

Это свойство называется магнетизм.

(На магнитную доску прикрепляется слово «магнетизм» и символы)

СРАВНЕНИЕ КАЧЕСТВ ДЕРЕВА И ЖЕЛЕЗА

Воспитатель: -Дети, как вы думаете, что твёрже - дерево или металл? (Рассуждения детей)

А давайте проверим. Попробуем поцарапать металлическую пластину кусочком дерева. Остались царапины? (Ответы детей – нет). А наоборот? Поцарапаем деревянную пластину металлом. Что мы видим? (Ответы детей - остались царапины). Почему так получилось? (Ответы детей)

Вместе с воспитателем дети делают вывод: металл твёрже дерева, дерево мягче металла.

Его (дерево) можно строгать ножом – показывает воспитатель

На магнитной доске выкладываются карточки с надписью «твёрже», «мягче» и символы

Затем опытным путём (в руках и на весах) дети проверяют, что тяжелее – дерево или металл

Делается вывод: металл тяжелее, дерево легче.

(На магнитной доске прикрепляются карточки со словами «тяжелее», «легче» и символы)

Воспитатель:

- А сейчас, для того, чтобы узнать ещё одно качество металла и дерева, я предлагаю вам игру «Угадай, что звучит».

Воспитатель за ширмочкой стучит металлическими или деревянными ложками. Дети сравнивают звучание. Что звучит звонче? (металлические ложки) Какой звук у металлических ложек?- звонкий. Какой звук у деревянных ложек? – глухой.

(На магнитной доске прикрепляются слова «звонкий» и «глухой» и символы)

Воспитатель:

-Дети, потрогайте дерево и металл рукой и сделайте вывод: одинаковы ли на ощупь дерево и металл. Ответы детей: металл гладкий, холодный, а дерево – шероховатое, тёплое, приятное на ощупь.

(На магнитной доске прикрепляются карточки со словами «гладкий», «холодный», «шероховатое», «тёплое» и соответствующие символы)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМАНДНАЯ ИГРА: «Рассели по улицам»

Цель: Закреплять умение различать предметы металлические и деревянные. Развивать реакцию, умение сконцентрироваться.

Упражнять в классификации и группировке предметов, выполненных из разных материалов.

Ход игры: одна команда отбирает металлические предметы, вторая – деревянные.

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «РАССУЖДЕНИЯ»

Воспитатель обращает внимание детей на стенд, на котором размещены изображения предметов :

Посуда

Мебель

Электроприборы

Воспитатель:

- Как назвать одним общим словом, каждую из этих групп предметов?

Дети называют обобщающие понятия – посуда, мебель, электроприборы.

Воспитатель:

-Дети, из чего лучше сделать посуду для приготовления пищи, мебель, электроприборы – из дерева или из металла? Почему?

В ходе рассуждения дети выясняют рациональность использования дерева или металла для изготовления предметов нашего обихода.

Воспитатель:

-Дети, Гном приготовил для вас несколько интересных вопросов.

Экономические вопросы Мудрого Гнома:

Где изготавливают изделия из металла и дерева? (На заводах и фабриках)

Что будет стоить дороже – расписная ложка или простая? Почему?

(Дороже расписная, потому что на неё затрачено больше труда, времени и материалов – краска, лак)

Что будет стоить дороже – легковая машина или гараж для машины? Почему?

(Дороже машина, потому что на её изготовление ушло больше времени, оно более сложно, много деталей, применяется электроника и т. д.)

К какому миру относятся разные предметы и вещи - рукотворному или нерукотворному, т. е. природному? (К рукотворному)

А что значит «рукотворный»? (Это то, что сделано руками человека)

Часть 3.

Воспитатель: -Доброму Гному нравится дерево, поэтому он хочет, чтобы вы предложили ему разные варианты постройки дома из этого материала.

А я предлагаю вам выполнить чертёж ваших построек из 3-4 деталей в трёх фронтальных проекциях, используя трафареты.

По окончании работы проводится анализ построек и чертежей

Дети дарят гному свои работы на память, а Гном им развивающую игру.

Часть 4.

Воспитатель подводит итог занятия, отмечает активность детей. Интересуется у детей, довольны ли они путешествием в страну предметов и вещей. Что нового они узнали?

Добрый Мудрый Гном прощается с детьми.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВераксаН. Е., Галимов О. В. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Венгер Л. В. Программа "Развитие".

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2006.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М. : Просвещеие, 1987.

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Публикации по теме:

Ознакомление со свойствами металла и дерева. Сравнение ихОзнакомление со свойствами металла и дерева. Сравнение их Цель: Познакомить детей со свойствами дерева и металла. Словарная работа и активизация словаря. Тяжелый-легкий, металлический деревянный,.

«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) «Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) Цель: Расширить и.

Конспект комплексного занятия (ННОД) по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие в сибирский лес» Целевые ориентиры: формировать представление о том, как дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе; развивать диалогическую.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 4–5 лет «Планета Земля»Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 4–5 лет «Планета Земля» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" экологическое развитие. Для среднего.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Телемост с профессором Почемучкиным".

«Осень». Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Цель: продолжать учить детей замечать и назвать сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; развивать умение детей узнавать.

«Овощи». Конспект НОД по освоению образовательной области «Познавательное развитие»«Овощи». Конспект НОД по освоению образовательной области «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, игровая. Возраст: 2- 2,4 года Тема занятия: Овощи. Цель:.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Сравнение дерева с кустарником» Задачи: 1. Формировать представления детей о том, что дерево и кустарник- это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель,лист,.

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для второй младшей группы «Овощи с огорода» Конспект занятия во 2-й младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ребёнок и окружающий мир) по программе дошкольного.

НОД «Меловые горы Воронежской области» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» для детей 5–6 лет Цель: Познакомить детей с меловыми пещерами Воронежской области. Задачи : 1. Продолжать работу по развитию у детей географических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Сравнение свойств дерева и металла»
Опубликовано: 9 июня 2016 в 16:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Сравнение свойств дерева и металла»» (включая файлы) размещена пользователем тамара растунцева (УИ 329527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД