МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Звук [У]. Путешествие в красный замок»

Евгения Нутикова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Звук [У]. Путешествие в красный замок»

Тема «Звук [у]»

Путешествие в красный замок.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

— учить выделять звук [у] из ряда гласных, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции;

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать дыхание и голос;

— закреплять понятие «слово;

— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет „Звук [У], Путешествие в красный замок“» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование:

зеркало на каждого ребёнка, красный замок, предметные картинки со звуком [у] в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо, улица, и т. д. ; схема для характеристики звуков, красная фишка (кружочек, схема слова для определения места звука в слове.

Ход занятия

1. Oргмомент.

Выделение на слух звука [у] из слов: уууумный, уууутро, уууугoл, уууулица, уууумница.

Логопед: Какой первый звук вы слышали в этих словах? (Ответы детей).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [у] и паровозиком, который любил его произносить. Мы с вами отправимся в Страну звуков. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными, мы с вами узнаем много нового.

3. Развитие мелкой моторики. «Апельсин»

Мы делили апельсин. Изображают апельсин — пальчики в кулаке.

Много нас. Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.

А он — один. Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька — для ежа! Эта долька — для чижа! Эта долька — для утят! Эта долька — для котят! Эта долька — для бобра! А для волка — кожура! Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

Он сердит на нас — Беда! Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда.

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

И. Демьянов

4. Массаж лица.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями.

Вышли пальчики гулять, От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.

Что за чудная картинка: По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

Стала полною корзинка. Oт середины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими движениями.

5. Развитие артикуляционной моторики.

- «Oкошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.

- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

- «Улыбка» — «Трубочка.

- «Лопаточка.

- «Иголочка.

- «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя.

6. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется картинка — поезд.

Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (Уу-у)

Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой, язык (спокойно лежит на дне рта — «домика», зубы (сближены, но не сомкнуты, воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Давайте все вместе споём звук [у]. Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук у-у-у. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [у] мы можем петь, тянуть. Нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [у] называется гласным, от слов глас, голос.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается гласный.

Гласные звуки живут в Красном замке (на доске выставляется красный замок). Звук [у] — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

7. Произнесение звука [у].

Хоровое и индивидуальное произнесение звука [у] на длительном выдохе громко («паровоз даёт долгий сигнал», на прерывистом выдохе тихо («паровоз даёт короткий сигнал»).

Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [у].

8. Развитие фонематического слуха.

Паровоз отправляется в путешествие. Послушайте ряд звуков (слогов).

Если услышите звук у, ответьте долгим сигналом паровоза.

а) Выделение звука [у] из ряда гласных: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У

б) Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:

Выделение звука [у] из состава слогов УА, УО, УИ, УМ, УН, УП. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук [у], и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.

9. Физкультминутка – игра «Паровоз»

Дети медленно и ритмично двигаются. Ходьба с продвижением вперёд, согнутыми руками делая движения вперёд-назад – имитируя движения оси.

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-Чу-Чу-Чу-Чу!

Бежит паровоз –

Далеко-далеко

Ребят он повёз.

10. Выделение звука [у]:

Дети обозначают место звука [у] на схеме слова красным кружочком.

а) Выделение первого звука в слове.

На доску выставляются картинки, названия которых начинаются со звука [у] (ударная позиция): улица, уши, улей, утка, удочка. Логопед называет картинки, выделяя звук [у], и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах. После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.

Обозначьте место звука [у] на схеме. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

б) Выделение последнего звука в слове.

Кого везёт поезд? (Сову, белку, лису). Выставляются картинки. Выдели голосом последний звук в каждом слове. Обозначь место звука [у] на схеме.

11. Итог занятия.

Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У.) Какой это звук? (Гласный.) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.) Вспомните слова со звуком [у].

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]»Конспект занятия по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста «Звук [ж]» Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Программное содержание: • Познакомить детей с термином «звук». • Закрепление.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Звук [У]. Путешествие в красный замок»
Опубликовано: 4 октября 2023 в 16:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД