Приложение МААМ

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Волкова
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять и систематизировать знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой.

Задачи:

- расширять и систематизировать знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой;

- уточнить понятие детей – «Дикие животные».

- учить детей различать следы животных.

- развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

- воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Путешествие в зимний лес“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья, нарисованные следы животных; звуковые эффекты (вой волков); презентация: «Зима в лесу», набор предметов для угощенья зверей; набор картинок "Дикие животные леса".

Оборудование: ноутбук, музыка.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, раскрашивание лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

- После, какого времени года к нам приходит зима?

- Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?

Дети: деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду

Воспитатель: - Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?

Дети: декабрь, январь, февраль

Воспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?

Дети: потому-то он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано. (солнце светит мало, рано темнеет,

Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?

Дети: потому что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,

Почему?

Дети: потому-то кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.

Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним зимние народные приметы?

1. Дым с столбом—к морозу.

2. Если зима снежная-то лето дождливое.

3. Воробьи дружно чирикают--- к теплу.

4. Сильно блестят зимою звёзды –тоже к морозу.

Воспитатель: Всё правильно, вот какая зимушка зима.

-Ребята, сегодня утром мне на компьютер, пришло волшебное видео сообщение для нашей группы. Хотите узнать что там?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Давайте посмотрим. (Включается видеозапись)

Здравствуйте, ребята! Я старичок- Лесовичок, отправил вам письмо, потому что не знаю больше к кому обратиться за помощью. Наступила белая и холодная зима, с лютыми морозами и сердитыми вьюгами. Лес уснул, утонул в снегу. Вот смотрите. И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т. е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора. Я пытаюсь им помочь, подкормить их, но один я не справляюсь. Как помочь им ребята?

Воспитатель: От кого мы получили видео сообщение?

О чём говорится в этом сообщении?

-Ребята, как нам помочь лесным животным?

Дети: Надо набрать еды и отнести им в лес.

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?

Дети: в лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, дикий кабан.

Воспитатель: Как называют этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу

Воспитатель: Давайте поможем диким животным соберём корзинку с едой и отправимся в зимний лес.

Дидактическая игра: «Кто, что ест?»

Воспитатель: морковка и капуста это для кого?

Дети: для зайца

- Шишки и грибочек?

Дети: для белочки

- рыбка и косточка?

Дети: для лисы и волка

- сено, соль, кормушка и семечки?

Дети: для лося и птиц.

Воспитатель:- Ребята, прежде чем отправится в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу?

Дидактическая игра: «Хорошо- плохо»

Воспитатель: А на чём можно добраться до зимнего леса?

Дети: на лыжах.

Воспитатель: Хорошо, мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.

Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки корзинку с угощением для зверей и в путь

Физкультминутка:

«Мы на лыжи встали»

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. (Презентация)

-Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом.

(Дыхательная гимнастика под музыку)

- Сколько здесь много снега. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Куда же исчезли все звери и птицы?

- Смотрите! А вон там и чьи-то следы! Давайте поближе подойдем. И кора у деревьев обгрызена. Кто здесь побывал?

Дидактическая игра: «Узнай по следу?»

-Ребята, чьи это следы?

Дети. Зайца

Воспитатель. Что мы знаем о жизни зайцев зимой?

Ребенок. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.

Воспитатель: Надо оставить зайчику угощенье.

(Слышится вой волков – звукозапись).

- Ребята, слышите шорох, почему наш зайчик испугался и убежал?

Дидактическая игра: «Узнай по голосу?»

Воспитатель: Кто это?

Дети: Это воют волки.

Воспитатель: Что мы знает о жизни волка зимой?

Дети: Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.

Воспитатель: Давайте ребята и для волка угощенье оставим. (Кость)

Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше!

— Посмотрите чьи то следы А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они.

Загадка.

По деревьям прыг да скок,

Прыгал рыжий огонек?

Кто это?

Воспитатель: Как называется домик белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Как зимует белочка? (ответы детей.)

Ребёнок. Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

Воспитатель: Ну что оставим и белочки угощенье. (Шишки, грибочек)

-Ребята, чьи это следы?

Загадка.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый — краса! А зовут ее…

Дети: Лиса

Воспитатель: Что мы знаем о жизни лисы зимой.

Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.

Воспитатель: Давайте и лисичке оставим угощенье (рыба)

- Ребята, тихо, тихо, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете?

Загадка.

Мохнатые ноги,

Зиму спят в берлоге.

Ребенок. Берлога медведя. Кто нам расскажет про жизнь медведя зимой?

Ребенок. Медведь самый крупный хищник. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун.

Воспитатель. Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.

Дети: Барсук, еж.

Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.

А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. След копыта на снегу.

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый… (Лось)

— Кто это? (ответ детей.)

— Правильно, это лось. А как зимуют лоси?

— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Положим на пенёчек сена, соль.

Воспитатель. Ребята, а это чьи следы?

Дети. Птичек.

Воспитатель. На какие две группы делятся птицы?

Дети. Перелетные и зимующие. А перелётные это, какие птицы? А зимующие? - Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?

Дети. Голод

Воспитатель: Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода.

- Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба) Давайте мы им повесим кормушку и насыпям зернышек.

Воспитатель: Ребята зверей и птиц мы покормили теперь можно и поиграть.

Подвижная игра: «Как по лесу мы гуляли»

Воспитатель: - Ну, вот вроде бы всё сделали, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали, корм оставили, пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных зверей.

Дети под музыку имитируют езду на лыжах.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад, снимайте лыжи и теплую одежду.

Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие?

Где мы с вами сегодня побывали?

А зачем мы ходили в зимний лес?

Кого мы видели в зимнем лесу.

Я думаю, что Лесовичок видел нас в лесу и был доволен тем, что мы помогли лесным животным.

Воспитатель: Ребята нам опять на компьютер пришло ещё одно сообщение, давайте посмотрим. (Включается видеописьмо)

Лесовичок.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете правила поведения в лесу и не забываете подкармливать зверей и птиц. Я очень хотел отблагодарить вас и поэтому прислал вам корзину с гостинцами.

До свидания ребята! До новых встреч!»

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите здесь и, правда, корзинка. Давайте посмотрим что в корзинке? Лесовичок прислал вам угощение. Спасибо тебе Лесовичок.

Публикации по теме:

«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста«Если птицам не до сна, значит, к нам пришла весна!» Конспект НОД по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Блиц-олимпиада по окружающему миру «Лучшие друзья человека» для среднего и старшего дошкольного возрастаБлиц-олимпиада по окружающему миру «Лучшие друзья человека» для среднего и старшего дошкольного возраста • Блиц-олимпиада по окружающему миру "Лучшие друзья человека" для старшего дошкольного возраста. • И касается самых главных спутников.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зайкино путешествие» Цель: Знакомить детей с родным краем, через помощь Зайчонку. Закрепить умение сравнивать по величине, закрепить счет «ОДИН» «МНОГО» Окр. мир.

Консультация для родителей «Наблюдения в природе летом. Клубника»Консультация для родителей «Наблюдения в природе летом. Клубника» Ко Всемирному дню окружающей среды на Маам. Описание материала: Материал можно использовать, как ознакомление с окружающим. Данный конспект.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний лес» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста "Зимний лес" подготовила воспитатель 1 категории Амелина Т. Ф. Нетрадиционная техника:рисунки из ладошки. Цель:развивать у детей познавательный.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний пейзаж» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нетрадиционному рисованию «Зимний пейзаж» для детей старшего дошкольного возраста Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Задачи: -Помочь почувствовать красоту зимнего пейзажа.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска»Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска» Цели: Познакомить детей с главным богатством города Междуреченска, каменным углем, его основными свойствами опытным путем. Задачи:Закреплять.

Конспект домашнего занятия по окружающему миру «Наблюдаем за дождливой погодой» с детьми дошкольного возрастаКонспект домашнего занятия по окружающему миру «Наблюдаем за дождливой погодой» с детьми дошкольного возраста .

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в космическое пространство» в средней группе Программное содержание: образовательные задачи: -Закрепить знания детей о планете Земля и других планетах Солнечной системы; -Закрепить.

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство с комнатным растением — геранью» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по окружающему миру «Знакомство с комнатным растением — геранью» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создание условий для расширения представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении, учить различать комнатные растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2023 в 13:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Волкова (УИ 1077445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД