Лучший педагог года

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Изготовление куклы-оберега. Веппская кукла» (5 фото)

Татьяна Стрелкова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Изготовление куклы-оберега. Веппская кукла»

В гости к куклам. Изготовление куклы- оберега. Вепсская кукла.

Цель:

Формирование интереса к истории и культуре русского народа,

через изготовление народной куклы;

Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол,

приобщить детей к русской народной культуре.

Задачи:

Вызвать интерес к данному виду творчества;

Воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных

традиций;

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Изготовление куклы-оберега, Веппская кукла“» размещена в разделах

Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной

куклы;

Прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Воспитывать бережное отношение к предметам своего труда;

Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и

чувство удовлетворения от полученных результатов.

Оборудование и материалы:

белая материя 25х25 см (для туловища);

кусочки пестрой материи 25х25 см (для сарафана и груди);

лоскут цветной узорчатой ткани 20х20 (платочек);

кусочек светлого (но не белой) материала 5х12 (фартук);

наполнитель (вата или синтепон);

цветные нити (любого цвета);

отрезок широкой тесемки в 6 см (повойник);

презентация с описанием последовательности изготовления лоскутной Вепсской

куклы;

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! У меня есть

волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Воспитатель: Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

В сундучок заглянем мы и посмотрим, что внутри.

Посмотрите, ребята, что это? (куклы)

Воспитатель: Посмотрите, как много кукол хранит сундучок? А у вас есть куклы?

Что вы с ними делаете? Они похожи на мои куклы?

Воспитатель: Мои куклы-необычные. Такие куклы не купишь в магазине, я их

сделала своими руками. В такие куклы играли бабушки ваших бабушек.

Посмотрите, во что они одеты?

Воспитатель: Возьмите, потрогайте кукол, из чего они сделаны? Да, они сделаны из соломы, ниток, из простых лоскутков ткани.

Воспитатель: Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? Тогда

рассаживайтесь поудобнее и слушайте.

Куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.

Я вам сейчас все о них расскажу и покажу. Этих кукол называли оберегами.

Оберег — от слова «оберегаю», т. е. охраняют от всего плохого. Каждая куколка занималась своим делом — одна лялька защищала дом от

нечисти, другая отгоняла болезни, а третья следила за тем, чтобы на столе не было пусто.

Есть у меня одна кукла. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький

кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они

крепко спали и не болели.

А это, кукла Хороводница- одна их чисто игровых тряпичных кукол, на

которых не возлагали обязанностей оберега. Это была обычная игровая кукла на

палочке, которая при вращении весело крутилась.

А это, вепсская кукла. Задача у нее была не из легких — вепсская кукла

отвечала за удачное замужество, счастье и благополучие семьи. Первыми начали делать куклу вепсы, представители малочисленного народа, обитающего ныне в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях Российской Федерации. С этой точкой зрения многие не соглашаются, полагая, что название попросту прижилось в быту, ведь такие куклы мастерили и другие народы задолго до вепсов.

Воспитатель: Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? Тогда я

приглашаю вас в свою мастерскую, где я делаю своих кукол. Здесь у меня много разных лоскутков ткани, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся

при изготовлении ваших кукол. Я приглашаю вас в мастерскую. Ребята,

проходите, присаживайтесь. (Дети проходят, садятся за столы, где заранее

разложены лоскуты разноцветной ткани.)

Воспитатель: Ребята, для изготовления куклы нам понадобятся лоскутки,

нитки и хорошее настроение. Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят :

(хлопают в ладоши)

Оля, Аня, Света, Нина,

И весёлая Марина.

1, 2, 3, 4, 5

Помогаем нашей Кате

Кукол всех пересчитать.

Сколько кукол – пять.

(загибают поочередно все пальчики)

(разгибают поочередно пальчики)

(хлопают в ладоши)

Воспитатель: Приступаем к изготовлению куклы. На доске висит схема

изготовления куклы и у каждого их вас на столе тоже лежит такая же схема-

подсказка

1. Одежда для этой куклы наматывается поверх тельца, поэтому мы начнем с него, а именно — с головы. Разложите белую ткань на ровной поверхности, а затем скатайте наполнитель в шарик. Разместите по центру лоскутка.

2. Формируем головку. Для этого одной рукой нужно поднять каждый из уголков

ткани вверх, а второй обхватить шарик и расправить складочки на нем. После

этого зафиксируйте шарик, подвязав под ним нитью.

3. Кладем заготовку обратно на стол шариком вверх. Расправляем по бокам кусочки материи, а по краям треугольничков завязываем нить — это будут ладошки куколки.

4. Ткань снизу разравниваем, намечаем поясок и обвязываем под руками нитью. Откладываем заготовку в сторону. Теперь будем мастерить куколке пышные формы. Делаются они по принципу создания головы — скатываем шарик из наполнителя, оборачиваем в ткань, подвязываем под шариком нитью. Повторяем процедуру один раз.

5. Цепляем заготовку-грудь. Кончиками вниз, шариками вверх и еще раз

обматываем ниточкой. Одновременно эти две детали являются и

юбочкой.

6. А сейчас сделаем вепсской кукле платьице. Берем отрезки ткани для него и по очереди выполняем с каждым из них одно и то же действие — складываем

пополам.

7. Края треугольника загибаем внутрь, чтобы получился ромб, а затем

разворачиваем их в стороны, как у бумажного самолетика.

8. Крепим эти три заготовки по бокам и на спине, обматываем нитью в области

пояса.

9. Лоскуток для фартука сгибаем пополам, прикладываем к поясу. Подняв верхнюю часть, протягиваем там нить и обвязываем вокруг пояса. Поверх повязываем шнурочек, сплетенный из двух ниток.

10. Украшаем голову куколки повойником, завязав его сзади. Теперь можно надеть ляльке косынку. Не забудьте завязать кончики за спину, чтобы их не было видно.

Воспитатель: А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они

получились очень красивыми, вы постарались. Все куклы получились разные,

каждая по - своему хороша!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с

работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки-схемы. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Изготовление куклы-оберега. Веппская кукла»
Фото «Изготовление куклы-оберега. Веппская кукла»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе - фото
Фото №1 В гости к куклам Фото №2 Изготовление куклы оберега
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру «Мебель для куклы» для детей 2–3 лет Тема “Мебель для куклы” Задачи. Учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать внимание, речь.

Конспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группе Тема: " Кто живет в цветнике" (занятие проводится на прогулке) Цели: развивать основные понятия о насекомых, развивать у детей представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Изготовление куклы-оберега. Веппская кукла»
Опубликовано: 8 марта 2024 в 14:30
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД