РЕГИНА САЛАХУТДИНОВА
Занятие по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Магнитное притяжение»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №24
Г. Елабуга, 2014 год
Цель образовательной деятельности :
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «магнитное притяжение», «магнитические».
Публикация «Занятие по опытно-исследовательской деятельности в старшей группе „Магнитное притяжение“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
2. Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
3. Закреплять знания о геометрических фигурах.
4. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы»,
5. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Необходимые материалы и оборудование: магниты, стеклянные баночки, скрепки, шурупы, картон, мисочки с гречневой крупой, пластмасса, деревянная дощечка, камень, кусок ткани
Ход образовательной деятельности:
Здравствуйте, ребята, мы снова оказались с вами в «Волшебной лаборатории». Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные железные предметы
Сегодня мы с вами будем проводить эксперименты, играть, узнавать новое.
На столе перед детьми находятся железные скрепки, кнопки, болтики. Воспитатель надевает на руку рукавичку, в руке воспитателя находится магнит, подносит к железным предметам.
Ребята, посмотрите, что произошло?
Почему предметы не падают?
Отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена.
(Магнит)
Что такое магнит?
Ребята, магнит – это железа маленький кусочек, он притягивает металлические предметы.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
На столе разложены различные предметы из стекла, пластмассы, ткани, бумаги, картона, металла.
Детям предлагается высказать своё мнение, какие предметы магнит притянется, а к каким нет.
После чего дети проводят опыты с вышеперечисленными предметами и материалами. К каким предметам магнит остался равнодушным, какие предметы магнит не притянул? (Стекло, бумага, пластмасса, дерево). Какие предметы магнит притянул к себе (Металлические)
Воспитатель: Ребята, в природе существуют магнетические предметы те, которые взаимодействуют, т. е. притягиваются к магниту. Назовите их (металлические) Не магнетические – не притягиваются, не взаимодействуют с магнитом (Стекло, бумага, картон, пластмасса, ткань)
( Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами)
Опыт № 2 «Достань предмет, не замочив руки»
Дети опускают в прозрачный стеклянный стакан с водой скрепку.
- Ребята, как можно достать предмет, не замочив руки?
- Правильно, с помощью магнита, давайте попробуем.
Несколько ребят проводят эксперимент.
Воспитатель: Какой вывод из проведённого опыта со скрепкой и стеклянной банкой можно сдалать? ( Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду)
Опыт №3 «Танец магнитов»
На столе лежит лист цветного картона, несколько скрепок, одному из детей предлагается прикрепить магнит с обратной стороны картона. Что же произошло? Как можно назвать этот фокус? Ребёнок водит магнит по картону с внутренней стороны, а с внешней стороны видно, как скрепки «танцуют».
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из опыта, проведенного Артёмом? ( Вывод:Магнит взаимодействует с металлической скрепкой через картон).
Опыт № 4 «Поможем Золушке»
Ребята, злая мачеха подкинула Золушке очередную работу, она закинула в гречневую кркпу металлические предметы и наказала всё быстро собрать. Давайте поможем Золушке?Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать металлические предметы, затерявшиеся в крупе с помощью магнита и без (Дети садятся напротив друг друга и экспериментируют в парах. Один ребёнок соберёт все металлические предметы с помощью магнита, а другой самостоятельно? У кого быстрее получилось перебрать крупу? (У того, кто перебрал с помощью магнита) Воспитатель: какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать? ( Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита)
Вот как здорово получается, магниты нашли металлические предметы, они – настоящие помощники. Ребята, как вы думаете, для чего используются магниты? (В детском саду на занятиях. У нас в группе магнитная доска и азбука. У меня дома на холодильнике магнитные игрушки.
Воспитатель: Магниты используют в строительстве, на заводах, на фабриках, в медицинских учреждениях и даже на мельницах. Я прочитала в этой энциклопедии (показать, что при просеивании, муку помещают в комнату, где к стенкам прикреплены большие магниты, которые притягивают к себе металлические опилки и т. д., поэтому на наши пекарни мука поступает чистая. Из магнитов делают украшения : браслеты, серьги, бусы.
Рефлексия
- Ребята, где мы сегодня с вами проделывали опыты? (В «Волшебной лаборатории»)
- Какой предмет мы сегодня испытывали?
- Какие опыты мы проделали за первым, вторым, третьим, четвёртым столом?
- Какие предметы называют магнетическими? (Магнетические предметы те, которые взаимодействуют, т. е. притягиваются к магниту. Не магнетические – не притягиваются, не взаимодействуют с магнитом).
- Какого качества предметы не магнетические? (Камень, картон, пластмасса, стекло, дерево, ткань, резина).
- Что вам понравилось больше всего делать?
- Что показалось сложнее всего?
- что бы вы ещё хотели узнать?