Нина Фролова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе, ознакомления с его свойствами.
Задачи:
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению их представлений о значимости воздуха в жизни человека;
• активизировать речевую деятельность детей.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами поговорим о… О чём – вы скажете сами, если отгадаете загадку:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Да, это воздух! А кто-нибудь из вас может сказать, что это такое? Воздух – это то, что нас окружает! Благодаря воздуху мы дышим, а значит, живём.
А как его можно почувствовать? Сделайте глубокий вдох, втяните носиками воздух… Выдох… Молодцы. А как ещё его можно почувствовать? Оказывается, чтобы почувствовать воздух, нужно создать его движение! Вспомните, в жаркую погоду мы включаем вентиляторы, которые гоняют ветерок по комнате, и нам становится немного прохладнее… А еще воздух можно почувствовать при помощи веера. Давайте мы с вами проверим, так ли это.
(Детям раздаются листы бумаги, все вместе делают вееры, затем им предлагается обмахиваться ими, чтобы ощутить движение воздуха).
Ну что, почувствовали воздух? А теперь вспомните свои ощущения, когда на улице ветер… Ветер быстро-быстро перемещает воздух, и мы легко его ощущаем. Кстати, ребята, раньше, когда еще не было моторов, при помощи воздуха плавали корабли. Ветер наполнял паруса кораблей воздухом, и так корабль перемещался по морю. А иногда случалось так, что ветра подолгу не было, и корабли стояли на одном месте – не могли плыть. Вот поэтому плавали тогда, ребята, очень долго: могли год или 2 переплывать океан или море. Ждали попутного ветра, который бы наполнил паруса воздухом, чтобы корабль снова мог бы плыть. Благодаря этому появилось пожелание: «Попутного вам ветра!» оно означает пожелание успехов тому человеку, которому это говорят.
Давайте мы с вами посмотрим, как плавают кораблики при помощи ветра и воздуха.
(Перед детьми ставится тазик с водой, туда опускаются кораблики. Кораблики можно сделать из пенопласта, зубочистки и кусочка бумаги вместо паруса. Можно использовать бумажные кораблики. По очереди детям предлагается дуть на кораблики, заставляя их перемещаться. Можно добавить соревновательный момент: чей кораблик быстрее достигнет другого края тазика и т. д.)
Воздух может быть человеку полезным – например, помогать кораблям плавать по морю. А еще, ребята, раньше делали мельницы, которые работали благодаря ветру и перемалывали зерно в муку. А сейчас с помощью ветра вырабатывают электричество. Так что воздух очень помогает людям: он помогает жить, без него мы не могли бы дышать. Вот попробуйте закрыть носики и не дышать. Сколько вы сможете?
Но воздух бывает не только полезным, но и очень опасным! Вы когда-нибудь слышали такие слова «смерч», «ураган»? А что это такое? Правильно, это очень сильный ветер, который сметает всё на своем пути, может разрушать дома, вырывать с корнем деревья… Вы помните сказку «Волшебник изумрудного города»? Там смерч поднял домик Элли и перенёс его совсем в другое место! И потом Элли и её собачка Тотошка долго-долго искали Волшебника Изумрудного города, чтобы он помог им вернуться домой.
Ребята, скажите, а у воздуха есть какой-нибудь цвет? Правильно, воздух цвета не имеет он прозрачный. Но воздух может быть горячим или холодным. Вот, например, летом он какой? Правильно, теплый! Даже горячий! А если мы зимой выходим гулять, какой воздух мы ощущаем? Да, свежий, морозный, холодный! Значит, воздух может менять свою температуру!
А еще, ребята, скажите, у воздуха есть запах? У самого воздуха запаха нет, но он может переносить разные запахи – приятные и неприятные, полезные и вредные. Вот вы видели когда-нибудь, как когда машина работает, сзади из выхлопной трубы у неё выходит дым? И если вы стоите близко к выхлопной трубе, вы чувствуете запах выхлопных газов. Он приятный? Нет, поэтому если долго рядом стоять, то можно начать кашлять и задыхаться… Поэтому если вы чувствуете, что идёт неприятный запах, нужно сразу отойти в сторону.
Или, например, осенью часто сжигают листья, веточки, костер горит, и от него идёт дым. Вы видели дым от костра? И если на вас ветер подует, вы начинаете кашлять, чихать, глазки начинают слезиться… Это неприятно, правда? Значит, этот дым какой – полезный или вредный? Правильно, вредный.
А вот вспомните, как вы дома играете в своей комнате, а мама на кухне готовит что-нибудь вкусненькое, и по запаху вы можете определить – печёт мама тортик или жарит пирожки. Бывало такое? Воздух переносит запахи.
Кроме того, воздух очень полезен для человека, вот вы слышали когда-нибудь выражение «Подышать свежим воздухом»? Когда человек сидит долго в помещении, где не проветривается, где скапливается пыль, у него начинает болеть голова, он становится вялым. Поэтому очень важно открывать окошко и проветривать комнату, а также гулять на свежем воздухе! Поэтому и мы с вами каждый день ходим на прогулку!
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили? Да, мы говорили о воздухе, узнали о разных его свойствах. Какие вы запомнили? Воздух прозрачный, он может быть разной температуры, может переносить запахи, воздух помогает человеку, но может и причинить вред. Благодаря воздуху мы дышим, а, значит живём.
У вас есть какие-нибудь вопросы? Спасибо за занятие!