Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Русская изба»

Оксана Скворцова
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром :

«Путешествие начинается: в гостях у бабушки Яги в доме для хорошего настроения»

Цель: Формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории Родины.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром „Русская изба“» размещена в разделах

- познакомить детей с русской избой, с разнообразием старинной посуды, дать представление о русском гостеприимстве.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;

- формировать дружеские и доброжелательные отношения взрослых и детей;

Развивающие:

Развивать интегративные качества детей :

- проявлять устойчивый интерес к различным видам детской деятельности;

- договариваться со сверстниками в коллективной работе;

- поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласия и несогласие.

1. Организационный момент.

Дети собираются в круг и произносят слова:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день, вы все улыбаетесь. Дайте мы еще раз поздороваемся и улыбнемся друг другу.

- Здравствуйте, ребята!

+ Здравствуйте!

2. Ввод в проблемную ситуацию

(Раздается стук в дверь)

- Ребята, вы слышали?

+…

- Давайте посмотрим кто же там?

+.

- Это домовенок Кузя. Он говорит, что у него случилась беда. Он жил в маленькой деревеньке у небольшой речки в стареньком доме. И вот однажды из печки выскочили горящие угольки, а глупые домовята стали с ними играть и до того доигрались, что пожар случился. А надо сказать, что домовые знают специальные заклинания, которые спасают их от любой беды. Но с испугу у малыша все в голове перемешалось, он произнес не те слова и оказался в нашем времени.

Все его здесь пугает, все ему здесь не привычно, он хочет опять к себе домой в прошлое, в маленькую деревеньку у небольшой речки.

- Ребята, а вам жалко Кузьку?

+…

- Что же нужно сделать, чтобы Кузьке опять было спокойно и весело?

+…

- Правильно, помочь ему вернуться домой. А мы сможем помочь ему?

+…

- Что необходимо сделать, чтобы попасть в прошлое?

+…

- Наверно, надо произнести волшебные слова. Давайте спросим о них у Кузьки!

- Кузька говорит, что заклинания в его сундучке хранятся, но какое именно для возращения в его деревню пригодно он забыл.

- Ну что ж, произнесем то, которое в руки попадется.

(Ребенок достает из сундучка сверток с заклинанием. В сундук надо положить несколько свертков с одними и теми же словами, чтобы ребенок вытащил тот, который необходим)

Дети произносят слова заклинания, взявшись за руки и ведя хоровод.

Друга за руку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет

В старину нас унесет.

3. Основная часть

Ребята, где это мы очутились?

+…

- Да ведь это дом бабы Яги для хорошего настроения. Помните, мы с вами читали? Какая здесь живет баба Яга – добрая или злая?

+…

(Воспитатель выносит куклу бабы Яги)

Б. Я. Это кто ж ко мне пришел? Гостеньки разлюбезные пожаловали погостить – навестить! Красавцы писаные, драгоцунчики мои! И куда же мне вас, гостенечки, поместить – посадить?

(Дети рассаживаются на лавки)

- Здравствуй, бабушка Яга!

Б. Я. Ну, рассказывайте, зачем пожаловали?

- Да вот, у домовенка Кузи беда приключилась. Он из прошлого к нам попал. А мы решили ему помочь домой вернуться. Уж не здесь ли его деревенька находится?

Б. Я. Нет. Здесь одна я живу.

- А не знаешь ли как попасть в его деревню?

Б. Я. Я - то не знаю, а вот мои родственники дед Куделя и бабушка Пряденя наверняка знают.

- Укажи нам путь дорогу к ним.

Б. Я. И что же это вы так быстро уйдете и у меня не погостите?

Нет, я страсть, как гостей люблю, пусть Кузенька у меня погостит и вы заодно с ним. А там и дорогу до своих родственничков я вам укажу.

- Ну что ж. ребята, погостим у бабушки Яги?

+…

Б. Я Вот, ребята, посмотрите мои хоромы. Как вы думаете называлось раньше деревенское жилье?

+….

Б. Я. Правильно – изба.

(Рассказ воспитателя об избе с просмотром слайд - шоу)

- Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней, и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подпол (т. е. то, что было под полом). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом.

Игра «Разгони пауков»

Дети делятся на две команды, выполняют движение влево – вправо вениками перед собой с продвижением вперед от одного кубика до другого. Обходят второй кубик, возвращаются назад, передают веник следующему игроку и встают в конце своей команды. Бегут следующие игроки.

Знакомство с разной посудой (деревянная, чугунная, глиняная)

- Посмотрите, ребята, какая интересная посуда у бабы Яги.

Выдели ли вы в своих домах такую посуду?

+…

- Действительно, очень редко можно увидеть в доме теперь посуду деревянную, берестяную и глиняную. Такую посуду изготавливали очень давно, когда люди не умели делать стекло, пластмассу и металл. Они использовали то, что было у них под рукой: дерево, глину, бересту. Например, из глины делали вот такую посуду (показ).

- Когда-то люди заметили, что глина плохо пропускает воду, а в огне она твердеет. И тогда человек стал лепить из глины и обжигать различную посуду. Такую посуду ещё называют керамической.

- Скажите, как можно использовать керамическую посуду? – (готовить пищу, хранить масло, молоко, другие жидкости).

- Прочная ли керамическая посуда? – (непрочная, при ударе легко бьётся).

Затем педагог обращает внимание на деревянную посуду.

- Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Назовите её.

- Какую ещё посуду делают из дерева? Чем вам нравится деревянная посуда? – (легкая, удобная, не бьётся).

- Как можно использовать деревянную посуду? Можно ли ею играть?

- Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты. Давайте и мы с вами поиграем с ложками.

-Вот такую удивительную посуду мы увидели сегодня на выставке и узнали о ней много интересного.

Игра «Чудесный мешочек»

Предлагается игра «Чудесный мешочек» : дети достают из мешочка образец материала (дерево, керамика, береста, выбирают предмет посуды, сделанной из этого материала и ставят его на отдельный столик. Таким образом, выбираются образцы старинной посуды.

- Как можно назвать эту посуду?

+ Старинная.

- А что можно сказать об оставшейся посуде?

+ Она встречается в наших домах и ее можно назвать современной посудой.

- Давайте выставим красиво старинную посуду у бабы Яги на полке.

Б. Я. Вот все прибрали у меня, вижу, что дети вы трудолюбивые. Спасибо вам!

Ой, я старая голова! Попотчивать – то я вас и забыла, вы ж с дороги голодные. Давайте сварим кашу!

+…

- А что необходимо, чтобы сварить кашу?

+…

- А какую крупу вы знаете?

+…

- Неси бабушка Яга крупу.

Б. Я. Ой, крупа – то у меня вся перемешалась. Помогите мне ее перебрать.

Игра «Перебери крупу»

Дети раскладывают: рис в глиняную посуду, гречу в чугунную, пшено в деревянную.

(Имитация приготовления каши)

- Ну вот и каша скоро подоспеет. Давайте накрывать на стол. Что на стол сначала кладут? Отгадайте загадку:

Мочили, колотили,

Рвали, крутили,

Узор вышивали

И на стол клали.

+ Скатерть.

(Кладут на стол скатерть)

- Еще одна загадка

Из неё обедать буду,

Из глубокой или мелкой.

И такая вот посуда

Называется…

+ Тарелкой.

(Выставляют тарелки)

- А эта тарелка про что?

Сама не ем, а людей кормлю.

+ Ложка.

(Выкладывают на стол)

Б. Я. Ну, гостюшки, дорогие милости прошу за стол.

(Дети изображают прием еды)

- Спасибо, бабушка Яга, наелись мы, а теперь и поиграть пора пришла.

Игра «Бабка – Ежка»

Рисуется круг. В середину становится один игрок – Баба – Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают дети и поют :

Бабка Ежка – косяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит!»

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого–нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Если кто-нибудь из играющих приподнимает запятнанного и вернет в круг, то становится бабой Ягой. Игра повторяется.

- Ну, ребята, наигрались и каши поели, а теперь пора и честь знать, пора нам домой отправляться, Кузеньку у бабушки пока оставим, пусть отдыхает. Давайте споем ему колыбельную песню.

(Поют колыбельную песню)

4. Рефлексия.

Все герои наши уснули, а мы с вами в группу полетим.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в группе мы опять!

(Читают волшебные слова)

- Где мы были?

- Что узнали?

- Смогли помочь Кузьке?

- Вернемся туда опять?

Публикации по теме:

Мини-музей «Комната русской старины»Мини-музей «Комната русской старины» Цель создания музея: расширять представления детей о жизни, быте, традициях русского народа. Специфика жизни современного села не позволяет.

Музейная педагогика Направления музейно – исторической деятельности в МБДОУ № 14 «Золушка» 1. Историческое: по изучению истории родного края, малой родины г. Сальска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Русская изба»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 10:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Скворцова (УИ 19441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД