Галина Коробкина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Зимушка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.
2. Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов.
3. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, фантазию, слуховое внимание.
4. Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: Активизировать речь детей прилагательными (блестящая, метельная, вьюжная и др.)
Методы и приё мы:
- словесные (художественное слово, вопрос-ответ, указания, исправления);
- наглядные (картина, домик, карточки-схемы);
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи „Зимушка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- игровая мотивация (сказочный персонаж, ритмическая игра,
- аудиозапись.
Материал: Изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки-схемы с условными обозначениями, аудиокассета (П. И. Чайковский «Времена года»).
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе,
- рассматривание альбома «Зима»,
- чтение художественной литературы : З. Александрова «Снежок», И. Суриков «Зима», «Два Мороза», «Морозко»,
- заучивание стихов, пословиц, поговорок.
Ход занятия
Перед детьми стоит изображение домика с закрытыми ставнями.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями
домика? Тогда отгадайте загадку, и мы узнаем, о чём с вами будем говорить
на занятии.
Отгадайте, ребятки,
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит мелом?
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины,
Разукрасив все витрины?
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима. (Открывает ставни, а там картина с зимним пейзажем). Чтобы порадовать нашу гостью, давайте поиграем в «Зимние слова».
Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова: метель, снежинка, вьюга, снеговик, снег, пурга, лёд, сугроб, снегири, мороз, шуба, санки, варежки и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Думаю, зима довольна. Когда вы слышите слове «зима», что вы представляете?
Дети: Снег, мороз.
Воспитатель: В народе говорят «Мороз не велик, да стоять не велит» кто из вас объяснит, почему так говорят.
Ответы детей.
«Береги нос в большой мороз».
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете пословицы о зиме? (ответы детей).
Что можете сказать о зиме в наших краях? Какая она?
Дети: Суровая, колючая, злая, ветреная, вьюжная, холодная, хмурая.
Воспитатель: Зимой, когда идёт снег, очень красиво и дети любят играть в
разные зимние игры. Какие зимние игры вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Хотелось бы вам встретиться с волшебницей- зимой? (Да) Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть к нам в гости придёт Зима».
Звучит фонограмма П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Входит «Зимушка»
Зима: Здравствуйте, ребята, я слышала, что вы тут обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, колючей и хмурой. Но ведь и я хочу, чтобы меня люди любили и не называли такими словами.
Воспитатель: Не огорчайся, Зимушка. Мы с ребятами сейчас что - нибудь придумаем. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы зимы новые красивые слова, которые понравятся ей.
(Ответы детей).
Зимушка : Ой, и правда когда солнечный зимний день, то всем кажется, что всё вокруг блестит и сверкает. На Новый год прихожу к вам нарядная. В Рождество и на Крещение всем весело. Спасибо вам за такие красивые слова. Какие вы молодцы. Вы столько знаете о зиме. Я за это с вами поиграю.
Ритмическая игра «Метелица»
Метелица, Метелица. (Дети разбегаются врассыпную)
Снег по полю стелется. (Выполняют плавные движения руками)
Кто кружится, вертится (Свободно кружатся)
Тот заметелится (Приседают на последний слог)
Зима: Ну вот, мне пора возвращаться в лес, но я обязательно еще приду к вам в гости. До свиданья. Зимушка уходит.
Воспитатель: А теперь давайте расскажем о зиме подробнее. В этом нам помогут наши помощники картинки - схемы. Вы возьмёте картинку и придумаете по ней предложение. Настя, иди возьми картинку и придумай своё предложение. (Ответы детей).
Воспитатель: Какие разнообразные получились у вас предложения. А может быть кто- то из вас хочет составить рассказ о зиме. (3 ребёнка).
Воспитатель: Молодцы. А вот Аня и Эвелина выучили стихи о зиме, давайте послушаем (Чтение стихов).
Воспитатель: Ребята о чём же мы сегодня с вами говорили на занятии? А, как же мы её порадовали? (Ответы детей).
Ой, посмотрите, какие сугробы зима нам намела, давайте пойдем, посмотрим и потрогаем их. (Дети находят в сугробах зайчиков). Да это же зима вам подарки оставила, в благодарность за то, что вы столько много о ней сегодня рассказали