Светлана Дмитренко
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Заочная экскурсия приметы зимы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность
(ознакомление с миром природы)
Воспитатель: Дмитренко С. Д.
Тема: ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „Заочная экскурсия приметы зимы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Цели: Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы. Совершенствование умения предавать в рисунке образы объектов и предметов.
Задачи:
Образовательные:
- учить отмечать характерные признаки зимы в природе, расширять словарный запас;
- учить видеть красоту зимней природы, красоты зимы, описанную поэтами в стихах;
- закреплять умение передавать в рисунке красоту природы.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и эстетическое восприятие.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во время заморозков;
- воспитывать устойчивый интерес к искусству.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу по вопросам, рассуждает, высказывает свою точку зрения, определять признаки зимнего времени года; выражает положительные эмоции при прочтении стихотворений и прослушивании музыки; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование по представлению «Деревья в инее».
Материалы и оборудование: картинки о зиме, разрезные картинки для игры, картинки для составления панно, мяч, белые листы бумаги, гуашь, кисти, аудиозапись.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
Ребята, давайте мы поздороваемся с гостями и друг с другом.
Этюд приветствия.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, "рубашки" у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей "рубашкой", подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого "рубашка" желтая - подойдите к "желтому столу".
Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например :
Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
2. "Сообщение темы занятия".
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другому столу. Как вы думаете, о чем же мы сегодня на занятии будем говорить? (Выслушиваем ответы детей
– Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
– Сегодня мы отправимся с вами на зимнюю экскурсию.
- Когда наступает зима? Назовите 3 месяца зимы (декабрь, январь, февраль)
3. Заочная экскурсия «Приметы зимы».
– В декабре снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
– Как поэт называет зиму?
-Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.)
-А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.)
-Как называется день зимой? (Зимний.)
-Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники.
Беседа о приметах зимы по вопросам. Составление панно"Зима"
- Какие признаки зимы вы знаете? (стало холодно, деревья стоят без листочков, идет снег и т. д)
- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы? (температура падает и становится очень холодно)
- Бывают ли зимой потепления? Как они называются?
Оттепель - это кратковременное потепление зимой.
Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.
- Какое небо зимой? (серое зимнее, закрыты плотными облаками или в морозный солнечный день, ярко- голубое без облаков)
- Назовите, какие бывают осадки в это время года? (снег, крупа, изморозь)
- Что произошло с почвой зимой? (замерзла)
- Какие изменения произошли с водой в водоемах? (вода замерла, и поверхность водоема покрыта льдом)
- Какова продолжительность дня и ночи? (дни короче, ночи длиннее)
- А как зимой изменилась жизнь животных? (стало мало птиц, нет насекомых, некоторые животные сменили окраску, медведь лег в спячку)
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. А. Есенин
- Что вы можете сказать о растениях? (Все растения спят, правильно сказать находятся в глубоком покое)
За каждый верный ответ дети получают снежинку.
- Какими красками пользуется зима?
- Как вы думаете, чем пахнет зимой?
- Можно с уверенностью сказать, что зима – волшебное время года.
Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:
Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,
Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,
Блестя на солнце снег лежит; И речка подо льдом блестит.
4. Динамическая пауза
Снег. (И. Токмакова)
Как на горке снег, снег, (руки вверх)
И под горкой снег, снег. (руки вниз)
И на елке снег, снег, (руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (приседаем, касаемся ладошками пола)
А под снегом спит медведь, (кулачки приставляем к голове –
«ушки медведя»)
Тише, тише не шуметь. (пальчик подносим к губам, шепотом)
5. Д/и "Закончи предложение"
-Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые. (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается
Вот веселье для ребят
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка. (снегурка)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
-Какие слова-отгадки здесь повторяются?
-А что это за слова? (Это слова родственники.)
-Так без чего не бывает зимы? (Без снега.)
6. Игра «Вспомни примету»
-Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали людям «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться с мячом.)
Зима морозная – лето. (жаркое).
Много снега – много. (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть. (морозу).
Белее земля – зеленее. (лето).
Много воды – много. (травы).
Снег прилипает к деревьям к. (теплу).
В феврале два друга. (мороз и вьюга).
7. Продуктивная деятельность (Коллективная работа)
- Послушайте теперь, как композитор П. И. Чайковский передают красоту зимы в музыке. Слушание музыки П. И. Чайковского «Зимние утро».
- Теперь мы превратимся с вами в художников и мы будем изображать зимнюю красоту на листе бумаги.
- Давайте вспомним, какие красивые стояли деревья на участке детского сада в инее.
- Сегодня, ребята, мы будем рисовать гуашью.
Какие цвета вам потребуются? (коричневый, черный для веточек и стволов, а синий – для инея на ветках деревьев.)
Под музыку «Зима» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского дети рисуют деревья.
- Давайте из наших рисунков составим композицию, и у нас получится (зимний лес)
8. Рефлексия
-Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)
-Что вам больше всего понравилось?
-Посмотрите, какую ледяную шкатулку подарила нам зима. Она очень рада, что вы знаете о ней так много интересного и дарит вам сладкие леденцы.