Вера Власюк
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР. «Зимующие птицы».
▼ Скачать + Заказать документы
Власюк В. Н., учитель-дефектолог, ХМАО, г. Нижневартовск.
Цели:
Коррекционно-образовательная: закрепить знания детей о зимующих птицах;
расширить представления о жизни и поведении зимующих птиц;
активизировать словарный запас детей;
закрепить употребление предлогов НА, ПОД.
Коррекционно-развивающая : развивать произвольное внимание, зрительную кратковременную память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук детей.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР, „Зимующие птицы“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: картонная кукла Незнайка; предметные картинки (зимующие птицы; игрушка микрофон; сюжетная картинка; листы бумаги с контурами зимующих птиц, цветные карандаши.
Ход занятия
I.Организационный момент.
II. Введение в тему.
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл Незнайка.
(Выставляется картонная кукла Незнайка).
Вот что рассказал он мне. Смотрел однажды Незнайка по телевизору передачу «Ребятам о зверятах» и услышал там рассказ о том, что не все птицы улетают на зиму в тёплые края. Несмотря на то, что зима у нас холодная, морозная, снежная много птиц остаётся зимовать в родном краю. Называются такие птицы зимующими. Решил Незнайка узнать названия этих птиц. Но никто в Цветочном городе не смог назвать ему этих храбрых птиц. Загрустил Незнайка, но Синеглазка его успокоила и посоветовала ему обратиться за помощью к нам. Вот я и пригласила Незнайку к нам на занятие, потому что сегодня на занятии мы будем говорить о зимующих птицах.
III.Новая тема.
1. Игра «Назови птицу».
- Ребята, я приглашаю вас вместе с Незнайкой рассмотреть картинки, на которых изображены зимующие птицы.
(Дети садятся на стульчики полукругом. Дефектолог демонстрирует предметные картинки с изображением зимующих птиц и дети называют их).
2. Беседа.
-Ребята, кого мы рассматривали на картинках? (Птиц.)
- Почему мы их называем птицами? (Тело покрыто перьями; есть два крыла, умеют летать; есть клюв, две лапы, есть хвост.)
- Почему мы называем их «зимующие птицы»? (Ответы детей).
- Давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой. Птицам холодно. Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.)
- Хватает ли им пищи? (Нет, не хватает.)
- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.)
- Чем мы можем помочь птичкам? (Подкармливать их.)
- Что для этого нужно? (Кормушки.)
- Как нужно следить за кормушками? (Очищать от снега и подсыпать корм.)
3. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Сколько птиц в кормушке нашей…»
(Дети стоят около стульчиков полукругом и выполняют гимнастику для пальчиков.)
Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Н. В. Нищева
4. Игра «Что изменилось?»
- Ребята, сейчас вы внимательно посмотрите на картинки. Запомните их. Закройте глаза. По моей команде откройте глаза. Посмотрите опять на картинки. Скажите, что изменилось?
(Игра повторяется несколько раз).
5. Игра «Четвёртый лишний».
- Ребята, мы вместе с Незнайкой будем показывать вам картинки. На каждой картинке нарисовано по четыре птицы. Одна из птиц «лишняя». Вы посмотрите внимательно и ответьте, какая из птиц «лишняя»? Объясните почему.
Синица, воробей, петух, снегирь.
Утка, сорока, гусь, курица.
Дятел, ворона, голубь, индюк.
IV.Физминутка.
Подвижная игра «Летает – не летает».
- Послушайте правила игры: когда я буду произносить названия зимующих птиц – вы бегаете, когда я назову любой другой предмет – вы стоите.
6. Игра «Где сидит птица».
(Выставляется сюжетная картинка «Зимующие птицы в парке»).
- Ребята, посмотрите на картинку. Что там изображено? (Ответы детей). Кого вы видите в парке? (Ответы детей).
Сейчас каждый из вас будет брать в руки микрофон и отвечать на вопросы Незнайки по картинке. Ответы должны быть полными и чёткими.
Первый вопрос Незнайка задал мне.
- Где сидит ворона?
- Ворона сидит на пеньке.
- Где сидит голубь?
- Голубь сидит на снегу.
- Где сидит воробей?
- Воробей сидит под скамейкой.
- Где сидит сорока?
- Сорока сидит на скамейке.
- Где сидит снегирь?
- Снегирь сидит под деревом.
7. Игра «Раскрась и назови».
- Ребята, Незнайка очень любит рисовать, давайте мы нарисуем для него птиц. Садитесь за столы. Для каждого из вас на столе лежит лист бумаги, с нарисованными контурами птиц. Возьмите карандаши нарисуйте по контуру птиц и раскрасьте их.
(Дети рисуют, дефектолог подходит к каждому ребёнку и уточняет название птиц).
V.Итог занятия.
- О каких птицах мы говорили на занятии? Почему они называются зимующими? (Ответы детей).
Положительная оценка деятельности детей со стороны Незнайки.
(В конспекте использовалась беседа о зимующих птицах из методического пособия И. А. Морозовой, М. А. Пушкарёвой «Ознакомление с окружающим миром» для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.)