МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Ах ты, зимушка — зима» в подготовительной к школе группе

Маркова Олеся Петровна
Конспект занятия по познавательному развитию «Ах ты, зимушка — зима» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по познавательному развитию

«Ах ты, зимушка — зима»

подготовительная к школе группа

Подготовила воспитатель :

Маркова Олеся Петровна

Тема: «Ах ты, зимушка — зима»

Цель.

1. Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Ах ты, зимушка — зима“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

2. Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.

Задачи.

Образовательные:

1. закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;

2. формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года.

Развивающие : совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память, чувство эмпатии.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия : познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы.

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: иллюстрации с изображением зимы;

Практические: опытно – экспериментальная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, индивидуальные ответы детей.

Оборудование:

Конверт, магнитная доска, иллюстрации, тарелочки с манной крупой – по количеству детей, соль, тарелка, ложка.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Ход занятия.

Воспитатель:

-Ребята, приглашаю вас в утренний круг.

Круг широкий вижу я.

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся, подмигнём

И занятие начнём

-Ваши улыбки поднимают всем настроение, их очень приятно видеть.

-Ребята, у нас сегодня необычное занятие, сегодня утром я нашла письмо. Оно лежало на столике в приёмной. Я решила, что мы вместе откроем и прочтём его.

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адреса – загадка.

Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.

Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, леса, дома

А зовут меня…. (зима).

Воспитатель:

-Правильно, ребята, это зима отправила нам письмо, давайте, скорее его прочитаем!

Письмо.

Здравствуйте, дорогие ребятки!

Я – волшебница Зима

Много снега намела

С вами я в снежки играю

И на санках всех катаю

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу

Чтоб у вас в гостях остаться,

Мне нужно очень постараться

Помогите мне скорей.

Вместе будет веселей

Вы письмо моё читайте

Все заданья выполняйте!

-Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель:

-Тогда, садитесь и слушайте первое задание:

1. Загадки

А, ну-ка, ребятки, отгадайте Зимушки – Зимы загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: белокоса, белолица.

Как махнула рукавом, всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Показ иллюстрации.)

Воспитатель:

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц, самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. В народе месяц декабрь называли «Хмурень».

-Ребята, как вы думаете, почему его так назвали?

Дети: Потому что он хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из-за туч, не греет, оно не яркое.

Воспитатель: Правильно, солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку о другом месяце.

Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

Даже птице не летится, от мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: Ребята, о каком месяце говорится в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы.

(Показ иллюстрации.)

Воспитатель: Верно. Январь - это первый месяц года, но второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. В народе январь называли - «Лютень» - лютует стужа, трещат морозы.

Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос.

Воспитатель: А сейчас ребята, ещё загадка

Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(Показ иллюстрации.)

Воспитатель: Февраль - последний месяц зимы. Его в народе называли «Снеговей». А почему, как вы думаете, ребята?

Дети: Потому что часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы.

Воспитатель: Верно, в феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы, часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают.

Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если мы услышим завывание ветра - это вьюга. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно - это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это позёмка.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, всё правильно отвечаете, слушайте следующую загадку:

Бел, да не сахар

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится. (Снег).

-Правильно, ребята - это снег. И когда мы с вами идём по снегу, он хрустит. А вы знаете, почему снег хрустит под ногами?

(Ответы детей).

-Хотите узнать?

Дети: Да!

Тогда мы вместе с Зимушкой – Зимой приглашаем вас в лабораторию

2. Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Кто ещё желает попробовать? (2-3 детей пробуют подавить соль). Ребята, именно такой звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод:

Воспитатель: Так почему же всё - таки хрустит снег?

(Ответы детей).

-Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на котором расставлены тарелочки с манной крупой (всё закрыто салфетками). Дети садятся за стол и слушают воспитателя.

Воспитатель:

Откуда же берется снег?

Дети: Он падает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

3. Рисование снежинки

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас нарисовать снежинки не совсем обычным способом. Перед каждым из вас стоит тарелочка с манной крупой, а рисовать снежинку вы будете пальчиком. И помните, что одинаковых снежинок не бывает, поэтому постарайтесь, чтобы ваши снежинки были разными.

Дети рисуют снежинки пальчиком в тарелочке, затем рассматривают.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, рисуете как настоящие художники. Нарисовали такие красивые снежинки, и все такие разные, прямо как настоящие.

4. Физ. пауза

Ребята, мы сегодня говорим о зиме, приглашаю вас поиграть в зимнюю игру «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок (дети показывают – постепенно опускают руки).

Собираемся в кружок (встают в круг, берутся за руки).

Мы потопаем, мы потопаем (топают).

Будем весело плясать (делают пружинку).

Будем ручки согревать (трут ладошки).

Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают).

(Дети садятся).

Воспитатель:

--Возвращаемся к письму. Следующее задание: Зимушке стало интересно, знаете ли вы природные зимние явления. Сейчас мы это как раз и проверим.

5. Упражнение называется «Назови действие». Я буду начинать предложения, а вы, подбирая слова, заканчивать их.

• Зимой метель (метёт)

• Ночью ветер в трубах (воет, завывает)

• Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).

• В лесу зимой голодный волк (воет)

• На зиму медведь в берлоге (засыпает)

• Мороз щёки и нос (щиплет)

• Зимой вода в реке (замерзает)

• Иней на ветках деревьев (блестит)

• Зимой снег всё вокруг (накрывает)

• Деревья зимой (спят)

• Под снегом травка зимой (греется)

• Зимой насекомые (прячутся)

-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Воспитатель:

-Ребята, как мы должны следить за своим здоровьем зимой?

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу? Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт вас от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду - ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, про какие месяца мы сегодня с вами говорили. Как они называются?

-Ребята, а что мы с вами узнали из опыта про снег?

-Что мы рисовали?

-Что мы ещё сегодня делали? (Узнали, как нужно правильно следить за своим здоровьем зимой).

-А нам это пригодится? Как нам это пригодится?

А как вы думаете, ребята, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Воспитатель: Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями Зимушки-Зимы. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Здравствуй, зимушка-зима!» в подготовительной к школе группе Цель: формирование в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима» Занятие по окружающему миру «Зимушка-зима» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ «Зимушка-зима» Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в подготовительной группе Зимушка-зима» Тема: "Зимушка - зима" Цель: Расширение.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе к школе «Зимушка-Зима» Цель: обобщение знаний о зиме и ее приметах. Задачи: Образовательные: учить составлять предложения по схеме; учить детей заучивать стихотворения.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» .

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимушка-зима» МБДОУ ЦРР – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней.

Конспект ООД по познавательному развитию «Зимушка-зима» Тема: «Сюрпризы Зимушки- зимы». Описание работы: Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Сюрпризы Зимы» для детей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью.

Конспект занятия «Зимушка-зима» по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима». Аверкина И. А Цель: Обобщить.

ООД «Зимушка-зима» по познавательному развитию в младшей группе Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Ах ты, зимушка — зима» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 10 марта 2019 в 19:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Ах ты, зимушка — зима» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Маркова Олеся Петровна (УИ 805023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД