Татьяна Иванова
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «В Царстве зимушки-зимы» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и расширить запас конкретных представлений о зимней погоде, зимних забавах. Закрепить название зимних месяцев.
Развивающие : Развивать у детей диалогическую речь, логическое мышление, внимание, воображение, любознательность. Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к окружающему миру. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему „В Царстве зимушки-зимы“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Методы и приемы реализации содержания занятия : Игровой, поисковый, словесный.
Активизация словаря: морозная, белоснежная, хрустальная, хмурый, лютень, снеговей.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, индивидуальные беседы, рассматривание картин по зимней тематике, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений о зиме.
Материалы и оборудование: Фланелеграф, снежинки (белые и синие, снежки, проектор, ноутбук, лазерная указка. Мультимедиа: звук зимнего леса, презентация к занятию.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года в ней говорится.
Знакомы нам ее угрозы.
Она всем нам грозит морозом,
Хоть в снег закуталась сама.
Кто гостья грозная?. (Ответы детей).
СЛАЙД 1 (Зима).
Воспитатель: Любят зиму, ребятишки? (Ответы детей).
И девчонки? И мальчишки? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас мы выясним, за что вы любите зиму. Вы будете выкладывать на фланелеграф снежинки. Если вы возьмете белую снежинку, значит, вы любите зиму, а если возьмете синюю снежинку – значит зима вам не нравится.
Игра «Хорошо – плохо»
(Дети по одному берут по одной снежинке, выкладывают на фланелеграфе и проговаривают, за что они любят или не любят зиму :
«Я люблю зиму за то, что….», «Я не люблю зиму за то, что ….»).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на фланелеграф и скажите, какого цвета снежинок у нас оказалось больше? (Ответы детей).
Воспитатель: А что это означает? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, у нас вами получился настоящий снегопад.
СЛАЙД 2 (Снегопад gif).
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на прогулку в зимний лес. Готовы? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь встали все за мной и в путь.
- Мы идем по узкой тропинке. (Ходьба по кругу спокойным шагом).
- А вот тропинка закончилась, кругом сугробы, поднимаем колени высоко. (Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями).
- А теперь, чтобы ноги не замерзли, пробежимся. Тропинка наша петляет вокруг елок. (Легкий бег змейкой).
- А вот и лыжня. Давайте покатаемся на лыжах, взяли в руки лыжные палки, поехали. (Ходьба по кругу, выполняя попеременные движения руками, имитируя катание на лыжах).
- Остановились.
СЛАЙД 3 (Опушка зимнего леса).
Воспитатель: Ну, вот мы и на поляне. Предлагаю всем присесть каждому на свой сугроб и отдохнуть.
(Дети садятся на стульчики).
СЛАЙД 4 (Конверт на сугробе).
Воспитатель: Ребята, кажется в сугробе что-то есть. Что это? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте прочтем это письмо.
СЛАЙД 5 (Текст письма).
(Воспитатель читает письмо, но не читает от кого оно).
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я давно не была у вас в гостях. Мой помощник ветер принес весть о том, что вы меня очень любите несмотря на то, что я приношу с собой морозы, ветра и снега. Я прекрасная художница и рисую красивые узоры на окнах. Я узнала, что есть один художник, который рисовал про меня картины совершил много ошибок. Без вашей помощи я не справлюсь. Посмотрите внимательно на картины и найдите все ошибки художника.
Царица Зима
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же прислал нам письмо? (Дети читают от кого письмо).
Воспитатель: Давайте поможем Царице Зиме и исправим ошибки художников.
Игра «Что напутал художник»
СЛАЙД 6, 7, 8 (Картинки «Что напутал художник»)
(Дети внимательно смотрят на картинки и находят ошибки, которые допустил художник).
Воспитатель: Молодцы ребята, порадовали Зимушку.
СЛАЙД 9 (Опушка зимнего леса).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый лес. Все белым бело. А все ли в лесу белое? (Дети находят на слайде зеленую елку, осыпанную снегом).
СЛАЙД 10 (Еловая ветка).
Воспитатель: Да. Какие красивые зеленые елочки. У елочки иголки – острые, колючие. Они твердые, покрыты восковым налетом, это помогает им удерживать в себе влагу, поэтому иголочки у ели не замерзают и остаются зелеными даже зимой. Ой, ребята, кто-то прячется в лесу за елочками!
СЛАЙД 11 (Опушка леса. Из-за елочки виднеется шляпа снеговика).
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Ответы детей).
СЛАЙД 12 (Грустный снеговик на середине опушки леса).
Воспитатель: Посмотрите на снеговика. Он немножко загрустил. Как вы думаете почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Снеговик очень любит танцевать, а жителям леса все не до него. Одни в спячку легли, другие ищут себе пропитание, вот ему и грустно. А давайте мы с ним потанцуем.
СЛАЙД 13 (Разминка со снеговиком).
(Дети танцуют вместе со снеговиком, повторяя за ним движения).
СЛАЙД 14 (Снеговик на опушке леса).
Воспитатель: Молодцы, развеселили снеговика. Ребята, у снеговика еще одна к вам просьба. Он живет в лесу, у него нет календаря и он забыл, какой сейчас месяц? (Ответы детей).
СЛАЙД 15 (Декабрь).
Воспитатель: Правильно, декабрь-первый зимний месяц.
Декабрь это начало зимы. Он самый темный месяц. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, высоко не поднимается, так и ходит по краю неба, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз строит ледяные мосты на водоёмах.
Воспитатель: А какое второй по счету месяц зимы. (Ответы детей).
СЛАЙД 16 (Январь).
Воспитатель: Правильно. Второй месяц зимы – Январь. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь – зимы государь» – так в народе говорят.
Воспитатель: А какое третий месяц зимы. (Ответы детей).
СЛАЙД 17 (Февраль).
Воспитатель: Февраль – последний, третий месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.
СЛАЙД 18 (Снеговик на опушке леса).
Воспитатель: Ребята, помните мы свами читали много стихов о зиме, которые написали знаменитые русские поэты? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот и наш снеговик, оказывается, тоже очень любит сочинять стихи, но иногда не может подобрать рифму. Поможем ему закончить предложения? (Ответы детей).
СЛАЙД 19 (Текст стихотворения).
Речевая игра «Закончи предложение»
На дорожки, на лужок всё снижается… (Снежок).
С неба всё скользят пушинки серебристые… (Снежинки).
Вот веселье для ребят всё сильнее… (Снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (Снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (Снеговик).
Рядом снежная фигурка эта девочка… (Снегурка).
На снегу-то, посмотри с красной грудкой… (Снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (Снег).
СЛАЙД 20 (Веселый снеговик на опушке леса).
Воспитатель: Какое замечательное стихотворение получилось. А наше путешествие в царство Зимушки-Зимы подошло к концу. Нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со снеговиком. (Дети прощаются со снеговиком).
Воспитатель: Встали все за мной.
- А вот и лыжня. Давайте покатаемся на лыжах, взяли в руки лыжные палки, поехали. (Ходьба по кругу, выполняя попеременные движения руками, имитируя катание на лыжах).
- А теперь, чтобы ноги не замерзли, пробежимся. Тропинка наша петляет вокруг елок. (Легкий бег змейкой).
- А вот тропинка закончилась, кругом сугробы, поднимаем колени высоко. (Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями).
- Мы идем по узкой тропинке. (Ходьба по кругу спокойным шагом).
- Остановились.
СЛАЙД 21 (Детский сад).
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали сегодня? (Ответы детей).
- Какая погода бывает зимой? (Ответы детей).
- Кому мы сегодня помогали? (Ответы детей).
- Мы с вами совершили увлекательное путешествие, было интересно и весело. Ребята, кажется там что-то стоит у окна! (Воспитатель обращает внимание детей на сундучок, стоящий у окна).
- Что это такое? (Ответы детей).
- Ребята, посмотрите, Зимушка-Зима прислала нам в подарок за помощь сундучок. Посмотрим, что лежит внутри?
(Воспитатель открывает вместе с детьми сундучок, в нём лежат снежки).
Воспитатель: Какие пушистые снежки. Давайте мы с вами все вместе сделаем такой же красивый снегопад, как и на фланелеграфе. А что для этого нужно сделать? (Ответ детей).
Воспитатель: Правильно. Давайте возьмем в руки снежки и одновременно подкинем их вверх. Раз. Два. Три. (Дети одновременно подкидывают снежки).
Воспитатель: Теперь соберем все снежки обратно в сундучок, чтобы они не растаяли до наступления следующей зимы. (Дети собирают снежки обратно в сундучок).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам одеться и отправиться на прогулку, где мы с вами поиграем в настоящие снежки.
Список используемой литературы
1. Гудимов, В. П. Сборник тематических загадок для дошкольников / В. П. Гудимов. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
2. Попко, Е. А. 1001 идея интересного занятия с детьми. Авторский сборник методических разработок / Е. А. Попко. – М. : Образ-Центр, 2014. – 100 с.
3. Шорыгина, Т. А. Какие месяцы в году? Знакомство с окружающим миром и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ, 2019. – 64 с.