Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект открытого занятия «Сюрпризы Зимушки-Зимы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
в средней группе по теме «Сюрпризы Зимушки-Зимы»
на районном методическом объединении для воспитателей дошкольного образования.
Слайд 1
Цель: развитие навыков монологической и диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого занятия „Сюрпризы Зимушки-Зимы“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Формировать умение пересказывать сказку с помощью метода наглядного моделирования (изображения героев сказки).
Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание, упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предложений.
Закрепить представления детей об основных признаках зимы.
Расширять активный словарь детей различными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами) : названиями предметов, их качеств, свойств, действий, научить понимать доступные образные выражения в загадках, в сказке («одеяло белое», «клыкан, попрыгушка, поскребушка»).
Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к природе, доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Рукавичка», рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка», беседы с детьми о зиме, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, чтение произведений о зиме С. Есенин «Поет зима – аукает…», И. Суриков «Зима», Я. Аким «Первый снег», знакоство с народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях природы, разучивание физкультминутки «Мы в снежки играем смело», рассматривание репродукций художников И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. Шишкин «Зима», дидактические игры «Подбери слова», «Цепочка слов», «Доскажи словечко», «Какая зима?» и другие.
Материал: мультимедийный проектор, презентация, сюжетные картинки к игре «Снежное поле», лист ватмана формата А-0, аудиазапись «Метель», снежные «сугробы» с сюрпризами Зимушки-Зимы, снежинка, снежок, снеговик, рукавичка, золотистые, серебристые и коричневые звездочки.
Начало занятия :
Группа украшена по-зимнему, около окна снежные «сугробы». Дети входят в группу.
Воспитатель: Давайте, ребята, станем в круг.
Ритуал «Приветствие».
Цель: создать эмоционально комфортную обстановку.
Дети стоят в кругу и произносят:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу!
Нам здороваться не лень –
Всем «Привет» и «Добрый день»! (машут руками, улыбаются)
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Давайте и нашим гостям тоже подарим улыбки и «Доброе утро».
Дети здороваются с гостями.
Ход занятия:
Воспитатель: Предлагаю отправиться в гости. А к кому в гости мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Слайд 2
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю.
Белю поля, дома.
А зовут меня…
Дети: Зима.
Слайд 3
На экране появляется картинка «Зима».
Воспитатель: Мы отправляемся в гости к Зимушке-Зиме. Ребята, а как вы догадались, что эта загадка про зиму? (ответы детей) Как вы думаете, зима красивое время года? (ответы детей) А что в ней красивого? (ответы детей) А какую краску любит зима?
Дети: Белую.
Воспитатель: В загадке говорится про белое одеяло. А что это за белое одеяло укрыло землю? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это снег укрыл землю. Зимой все кругом белое, потому что снег укутал деревья, кусты, дома, поля. Белая краска самая любимая у Зимушки-Зимы.
Дидактическая игра «Белое одеяло».
Цель: закрепить приметы зимы, упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предложений.
На доске лист ватмана, на столе картинки с изображением различных времен года.
Воспитатель: Посмотрите на это белое одеяло. Предлагаю заполнить его зимними картинками. Каждый из вас по очереди будет подходить к столу. Надо выбирать только зимнюю картинку и сказать, почему ее выбрали. Первую картинку выберу я.
Воспитатель дает образец ответа: «Я выбрала эту картинку, потому, что на ней нарисован снег».
Воспитатель прикрепляет картинку на «Белое одеяло». Затем дети выбирают зимние картинки и объясняют свой выбор, употребляя в речи сложные предложения.
Воспитатель: Какая зимняя картина у нас получилась. Вам нравится? (ответы детей)
Слайд 4
Воспитатель: Слышите, как метель разыгралась. Смотрите, сколько сугробов намело! Это Зимушка-Зима приготовила нам сюрпризы. Хотите узнать, что это за сюрпризы? (ответы детей) Если загадки отгадаете правильно, на нашем волшебном экране появится отгадка.
Слайд 5
Воспитатель: Вот первая загадка:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки
Белые…
Дети: Снежинки.
Слайд 6
На экране появляется снежинка.
Воспитатель: Как вы догадались, что это снежинки? (ответы детей)
Воспитатель открывает первый сугроб и показывает детям снежинку.
Воспитатель: Смотрите, какую снежинку я нашла. Хотите с ней поиграть? (ответы детей)
Дидактическая игра «Зимние слова».
Цель: расширять активный словарь детей различными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами) : названиями предметов, их качеств, свойств, действий.
Дети становятся в круг, передают снежинку друг другу и называют «зимние» слова.
Словарь для игры:
Существительные: метель, снежинка, санки, лед, варежки, снеговик, дед мороз, снегурочка, снегопад, лыжи, сугроб, снегирь, иней, снегопад, метель, вьюга, зима, зимовье, снежная баба, сосулька.
Прилагательные: новогодний, белый, мягкий, пушистый, искристый, морозная, холодная, вьюжная, метельная, мохнатые, ледяной, замерзший.
Глаголы: зимовать, замерзать.
Слайд 7
Воспитатель: Следующая загадка:
Холодный, снежный, кругленький комок.
Как зовут его?
Дети: Снежок.
Воспитатель открывает второй сугроб и показывает детям снежок.
Воспитатель: Посмотрите какой снежок слепила для вас Зимушка-Зима. Предлагаю поиграть в снежки.
Слайд 8
Физкультминутка «Мы в снежки играем смело».
Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело! (имитация лепки снежков)
Нам в снежки играть не лень,
Мы играем целый день. (наклоны влево, вправо, руки на поясе)
Раз! Два! Не зевай!
Ты скорей в снежки играй! (имитация бросания снежков)
Пусть мороз морозит нас,
Мы погреемся сейчас: (прыжки на двух ногах)
Ножками потопаем, (топают)
Ручками похлопаем. (хлопают)
Воспитатель: Весело было играть в снежки? (ответы детей) Садитесь на стульчики и послушайте следующую загадку:
Слайд 9
Три шара, ведро, морковка
И ля глаз – два уголька:
Палки-руки вставим ловко –
Лепим мы…
Дети: Снеговика.
Воспитатель открывает третий сугроб и показывает детям снеговика.
Воспитатель: Посмотрите, какого снеговика прислала к вам Зимушка-Зима. А что это у него в руке?
Дети: Рукавичка.
Воспитатель: Эта рукавичка не простая, а сказочная.
Как вы думаете, из какой сказки эта рукавичка? (ответы детей) Правильно. Сказка так и называется «Рукавичка».
Воспитатель: Давайте расскажем эту сказку гостям, а наш волшебный экран поможет нам. Если мы правильно вспомните, кто приходил к рукавичке, то на экране появятся картинки, и тогда мы сможем рассказать сказку.
Вопросы к детям по содержанию сказки «Рукавичка».
Кто обронил рукавичку? (ответы)
Слайд 10
Кто первым нашел рукавичку? (ответы) (щелчок)
Почему мышку звали поскребушкой? (ответы)
Кто прибежал к рукавичке после мышки? (ответы) (щелчок)
Как звали лягушку? (попрыгушкой) Почему?
А кто после лягушки подбежал к рукавичке? (ответы) (щелчок)
Как звали зайчика? (побегайчик) Почему его так назвали?
Кто пришел к рукавичке после зайчика? (ответы) (щелчок)
Кто подбежал к рукавичке после лисы? (волчок) (щелчок)
Как его звали? (серый бочок) Почему?
Кто пришел следом за волчком? (кабан) (щелчок)
Вспомните, как звали кабана? (клыкан) Почему?
Кто пришел к рукавичке последним? (ответы) (щелчок)
Почему вернулся дед? (ответы) (щелчок)
Почему разбежались звери? (ответы) (щелчок)
На экране появились все картинки по порядку.
Воспитатель: Ну вот, все картинки на волшебном экране. Кто хочет первым рассказать сказку?
Воспитатель предлагает рассказать сказку с опорой на картинки. Вызывает по 2 ребенка. Один ребенок начинает рассказывать сказку, второй продолжает.
Окончание занятия :
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы интересно рассказывали сказку. Гости вас внимательно слушали. Я тоже подготовила для вас сюрпризы. Вот такие звездочки. Предлагаю вам украсить этими звездочками наше снежное поле. Кому понравились загадки и сюрпризы Зимушки-Зимы, прикрепите на поле золотистую звездочку. Кому понравилось рассказывать сказку – прикрепите серебристую звездочку. Кому было скучно на занятии – прикрепите коричневую звездочку.
Дети подходят к столу, выбирают звездочку и прикрепляют ее на «поле».
Воспитатель: Вижу, что вам понравились загадки, игры Зимушки-Зимы, понравилось рассказывать сказку. Давайте попрощаемся с гостями. А с Зимушкой-Зимой мы еще встретимся на прогулке.