Елена Артамонова
Конспект занятия по познавательному развитию «Прошла зима холодная» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию (подготовительная гр.)
Тема: «Прошла зима холодная»
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении животных, зимующих птиц к зимним условиям.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания о зиме и зимних забавах.
Закрепить представление детей о приспособлении зимующих птиц и животных зимой.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Прошла зима холодная“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить различать зимующих и перелётных птиц.
Формировать обобщённое представление детей о зимующих птицах и животных в зимнее время года.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, зрительное восприятие.
Развивать умение поддерживать беседу, связную речь.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивать наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, сопереживать животным и птицам, оказывать им посильную помощь.
Словарная работа: зима, метель, снег, пурга, мороз, пышным, пушистым, зимние забавы, зимующие птицы, дикие животные, санки, коньки, скатываться.
Материалы и оборудование: кормушка, силуэты зимующих и перелётных птиц.
В НОД использованы методы и приёмы: наглядный – показ картинок, иллюстраций; словесный – ответы на вопросы, беседы; игровые – дидактическая игра.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин, отгадывание загадок, беседы, заучивание стихотворений; наблюдения в природе; продуктивная деятельность: рисование, аппликации по теме «Зима», лепка птиц «Вот такой снегирь», «Синичка-невеличка».
Ход занятия:
Воспитатель: Я приглашаю вас в круг, чтобы мы поприветствовали друг друга. Возьмитесь за руки и вместе скажем:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня я сороку повстречала
Письмо она мне передала
А сорока ведь птица – знатная
Принесла письмо приятное. А вы знаете от кого оно?
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно. Готовы?
Кто поляны белит белым.
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети: Зима.
Воспитатель: Зима. Верно ребята. И говорить мы будем о зиме.
Воспитатель: Давайте назовём зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Правильно, у зимы три месяца.
Воспитатель: Что происходит зимой в природе?
Дети: Идёт снег, деревья стоят голые, метель, снег, пурга, мороз многие птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Да ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем, многие птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чем же зима прекрасна?
Дети: Можно кататься на санках, на коньках, лыжах, лепить снеговика, скатываться с горки.
Воспитатель: Верно, зима подарила нам разные зимние забавы. Зима – красивое время года? Правда?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает приметы про зиму?
Дети: Зима – холодная лето жаркое.
Птицы хохлятся - к непогоде.
В январе много сосулек – к урожаю.
Воспитатель: Молодцы. У зимы много примет. Насколько благосклонна будет зима, зависит каким будет будущий урожай, а значит - весь будущий год.
Воспитатель: Я вам предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка: «Прогулка».
По сугробам мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А ещё в снегу валялись
Все в снегу пришли домой
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Отдохнули? Ребята, скажите, каких птиц мы можем встретить в это время года?
Дети: Воробей, синица, дятел, снегирь, ворона, клёст и т д.
Воспитатель: Как мы можем назвать этих птиц одним словом?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
Дети: Они не улетают в тёплые края.
Воспитатель: Верно. Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать себе еду. Чем питаются птицы зимой?
Дети: Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.
Воспитатель: А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Подкармливать птиц.
Воспитатель: Птиц обязательно надо подкармливать зимой. Что для этого нужно?
Дети: Кормушки.
Воспитатель: Да. Как надо следить за кормушками?
Дети: Очищать от снега и насыпать корм.
Воспитатель: Верно. Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Посади зимующую птицу в кормушку». На подносе – цветные силуэты зимующих и перелётных птиц. Ребёнок должен взять зимующую птицу посадить в кормушку, называя отличительный признак своей птицы.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, зима нам с вами ещё загадки приготовила. Отгадаем их?
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (заяц)
Лесная рыжая плутовка-
Известна всем её сноровка,
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай! (лиса)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой,
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый (волк)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой но спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Воспитатель: Какие вы все сообразительные и умные! Все загадки от зимы отгадали. А что делают зимой животные?
Дети: Делают запасы, меняют шубки на более тёплые, делают норки, куда можно спрятаться.
Воспитатель: Где живут эти животные?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Сами себе добывают пищу.
Воспитатель: А какие животные впадают в спячку, вы знаете?
Дети: Медведь, ёж, барсук.
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, ребята, нравится ли животным и птицам суровая зима?
Дети: Нет, им холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, несмотря на тёплые шубки, они всё равно мёрзнут.
Воспитатель: Поэтому, мы с вами будем заботиться о них, подкармливать, строить кормушки.
Итог: О каком времени года мы с вами беседовали? Какая она бывает зима? О каких животных и птицах рассказывали? А вам нравится зима, чем она вас привлекает? Как мы можем заботиться о птицах?
Воспитатель: Всё верно. Ребята, наше занятие подошло к концу. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали.
Список используемой литературы:
Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Горбатенко О. Ф. – Система экологического воспитания в ДОУ – Волгоград : Учитель, 2008.
Морозова И. А., Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.