МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ «Новый год у ворот»

Марина Ивановна Макарова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ «Новый год у ворот»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения Деда Мороза, его костюмом, образом жизни.

Задачи.

- воспитывать уважительное отношение к русской традиции встречи Нового года;

- расширять кругозор воспитанников;

- развивать фантазию;

- создать предновогоднее настроение.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ „Новый год у ворот“» размещена в разделах

Предварительная работа: подготовка к Новогоднему празднику (разучивание стихов, песен, хороводов, подготовка выставки поделок

«Зимняя фантазия», украшение групповой комнаты к празднику.

Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором мы узнаем очень много нового о, кажется, уже давно всем известном, но прежде чем преступить к занятию, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)

Верно – это камешек, но он не простой, а волшебный с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты…» (Рефлексивный круг)

Воспитатель:

Ну, вот мы с вами при помощи волшебного камешка зарядились позитивными эмоциями и готовы к нашему занятию. А речь наша пойдет, отгадайте сами. (Воспитатель читает стихотворение)

Кто приходит в Новый год И подарки всем несет?

Может, это наш сосед? Нет-нет!

Кто наполнит каждый дом Самым добрым волшебством? Чародей с других планет?

Кто же это? Вот вопрос! Ну, конечно,

Ну, конечно,

Ну, конечно, Дед Мороз!

Верно, ребята – это Дед Мороз.

2. Основная часть. Воспитатель:

А вы знаете, кто такой Дед Мороз? (Ответы детей)

Дед Мороз – добрый волшебник, властелин зимнего леса, создающий нам праздник.

Верно, ребята. Все ребятишки и взрослые знают, что живёт Дед Мороз в лесу, дружит с лесными зверями и птицами, получает от нас почту, с удовольствием читает её и спешит исполнить желания хороших и послушных детей и их родителей. А как вы думаете, Дед Мороз всегда таким был? (Ответы детей)

Воспитатель:

Так вот, ребята сегодня я вам расскажу, как появился Дед Мороз. Сейчас мы с вами отправимся в старину. Все приготовились? (Звук вьюги)

Образ Деда Мороза для нас привычен с детства. Но что мы знаем о его происхождении? Подобно былинным героям, образ Деда Мороза со временем трансформировался – наслаивались друг на друга мифологические и исторические прототипы, менялись функции и внешняя форма.

Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, он - Владыка зимнего холода, прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми в виде: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Дед Мороз – это собирательный образ, древнеславянских божеств Трескуна, Карачуна, Позвизда.

Трескун был духом недобрым: насылал на землю стужу, губил посевы, морозил людей и животных. Люди пытались откупиться от злого духа заговорами да подарками, приносили ему кашу, кисель, уговаривали пощадить посевы и скот. Но Трескун был непреклонен.

С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме.

Карачун - обитал под землей. Он превращал в лед воду в колодцах, родниках, замораживал реки. А людям вообще не советовали с ним встречаться, плачевны были последствия таких встреч. Страшен он был на лицо и страшными были его дела. Зимние погодные явления олицетворялись его прислужниками: медведем-шатуном и волком. День Карачуна (Спиридонов День) – самый короткий день в году и один из самых холодных

– 22 декабря, день зимнего солнцеворота. Именем Карачуна называли и само явление зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника.

Позвизд - свирепый бог бурь и непогод. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило ему тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.

Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи - не могло устоять перед его стремительностью и натиском!

Воспитатель:

Ребята, устали? Давайте с вами отдохнем и поиграем в снежки (Подвижная игра «Снежки»)

Воспитатель:

-Ну что, жарко стало?

-А сейчас, другая игра.

Игра «Где живет ель?»

-Нужно вспомнить слова, где живет ЕЛЬ? В каких словах (ответы детей) Метель, карамель, кисель, апельсин, дельфин, писатель, водитель, учитель, портфель, мель.

Воспитатель:

Постепенно Дед Мороз из грозного превращался в справедливого и доброго, и теперь уже не приходит за подарками, а приносит их сам. При Петре I наш дедушка стал все чаще приносить подарки и отличать хороших малышей от плохих

Облик Деда Мороза

Он предпочитает надеть длинную красную шубу, красиво расшитую серебром, белые штаны, шапку, отороченную лебяжьим пухом и украшенные узором красивые варежки. В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трё х цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Родина всероссийского Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области. Там него есть сказочный терем.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в старину, возвращаемся домой, готовиться к самому главному празднику, который называется Новый год. (Звук вьюги)

Пальчиковая гимнастика

Наступает Новый год! - хлопать в ладоши

Дети водят хоровод, - кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты

Висят на ёлке шарики, - поочерёдно соединять пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики, вот сверкают льдинки, - сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки, - легко и плавно двигать кистями

В гости Дед Мороз идёт, - пальцы шагают по коленям или по столу

Всем подарки он несёт, - потираем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать, будем пальцы загибать: - хлопаем по коленям или по столу, одна рука

— ладонью, другая — кулаком, а затем поменять

1,2,3,4,5,б,7,8,9,10. - по очереди сгибать каждый палец

3. Итог занятия. Воспитатель:

Вам понравилось наше путешествие? Ребята, скажите, кому оно посвящено?

Образы, каких старославянских героев содержатся в современном образе Деда Мороза?

В чем их отличие?

Какие три зимних месяца символизирует тройка великолепных белых лошадей, на которых передвигается Дед Мороз?

Где живет Дед Мороз?

Воспитатель:

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Предлагаю встать в круг, взяться за руки и поздравить друг друга с наступающим Новым годом.

Ребята, вы сегодня прекрасно поработали на занятии молодцы! Мне было приятно с вами общаться. До свидания!

Использованная литература и источники: https://kulturologia.ru/blogs/081220/48311/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/16/konspekt- neposredstvennoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-kto

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/12/08/prezentatsiya-istoriya- deda-moroza-i-snegurochki

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса с водой»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса с водой» Цель: Развитие познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность Задачи: Образовательные: 1. Повторить свойства.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?» Цели. Научить различать животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные); Образовательные: обобщить, расширить, систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия в младшей группе «Новый год у ворот»Конспект занятия в младшей группе «Новый год у ворот» Конспект занятия в младшей группе "Новый год у ворот" Цель: познакомить с государственным праздником Новым годом, приобщить к русской праздничной.

ООД по познавательному развитию детей старшей группы с интеграцией образовательных областей «Новый год у ворот» часть 1-аяООД по познавательному развитию детей старшей группы с интеграцией образовательных областей «Новый год у ворот» часть 1-ая Цели: закрепить и обобщить знания детей о праздновании Нового года в России, история возникновения; учить создавать объёмную ёлку. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ «Новый год у ворот»
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 12:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе ДОУ «Новый год у ворот»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ивановна Макарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД