Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Русская печь»

Наталья Кузнецова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Русская печь»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Русская печка»

Тема: «Русская печка»

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Русская печь“» размещена в разделах

1. Конкретизировать представление детей о традиционном убранстве русской избы, знакомство с главной частью избы – печью, её назначением.

2. Расширять словарный запас детей, активизировать в речи слова: «изба», «ухват», «кочерга», «чугунок», «горшок», «печник», «горнило», «шесток», «заслонка», «лежанка».

3. Формировать эмоциональную отзывчивость, прививать интерес к культуре русского народа.

Оборудование: Макет печки, оснащённый предметами русского быта, чугунки металлический и глиняный, спички, весы, таз с водой,сухие тряпки, баранки, куклы старика и девочки, муляжи овощей и фруктов, 2 обруча, 2 корзины, карточки с изображением овощей для приготовления щей, бумага для рисования.

Ход занятия:

-Милости прошу ко мне. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. (Слайд2-печь) Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

-Давайте с вами знакомиться: меня зовут Хозяюшка, а вы, из какого детского сада? Ну, вот и познакомились.

-А скажите, пожалуйста, у вас детский сад из чего построен? (Из кирпича)

-Молодцы, правильно, из кирпича - значит он… кирпичный. А я живу в деревянном рубленом доме. Может кто-нибудь из вас знает, как назывался в старину дом, такой как у меня? (Изба)

-Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из деревянных бревен. Такие дома назывались избами. (Слайд3-изба.) Как назывался дом? (Изба) Строили избы всей деревней.

-Посмотрите, а это мой дом. (Слайд4-горница)

старинной русской избе была всего одна комната, и почти половину ее занимала. А что? Отгадайте загадку, и увидите отгадку.

Загадка:

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта

От Федоры теплота.

-Верно, это русская печка. (Слайд 5-печка)

-Зачем в доме нужна печка?

Ответы детей

-Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Раньше говорили: «Нет в доме печи-нет в доме жизни».

Бывало погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться, на ЛЕЖАНКУ. (макет)

-Может кто-то из вас скажет, почему это место называют лежанкой? Ой, какие молодцы. Здесь можно отдыхать. В старину на печи спали дети и старики.) А ещё печь была хорошим доктором: Уложат больного на тёплую печь, он так прогреется, прогреет, что сразу выздоравливать начнет.

Под лежанкой есть отверстия. Они называются печурки. Там сушили одежду.

-Что можно сушить в печурках? (валенки, носки, чулки и т. д.)

- Как вы думаете из чего сделана печь?

-Печь клали из кирпича, а сверху обмазывали глиной, белили извёсткой. А клал печку – печник. Печника в деревне почитали.

-Что значит почитали? (уважали, любили)

-Как думаете, это была важная для тех времен профессия? (важная, потому что печь была необходима в каждом доме)

-А сейчас?

- Ребята, а что теперь заменило печь. (Слайд 6-заменители)

-Раньше дом обогревала печь, а теперь? (батареи и обогреватели)

-В печке готовили еду, а сейчас на чём готовят? (Газовые и электрические плиты, мультиварки, духовки, микроволновки)

-Готовили еду вот в этой части печки, которая называется ГОРНИЛО, там разводили огонь.

- А кто из вас знает, чем топили русскую печь? (дровами)

- Дрова заготовляли впрок, про запас, сушили, а потом только топили. Этим занимались мужчины. (Слайд 7-лес)

-Почему? (они сильнее)

-Как заготавливали дрова? (собирали ветки, рубили деревья)

-Из каких деревьев заготавливали дрова? (из березы-березовые, из дуба-дубовые, и т. д)

-Дрова заготавливали чаще зимой, т. к. зимой дел по хозяйству было меньше.

-Как вы думаете, зачем сушили дрова? (Сухие дрова лучше горят)

Чтобы проверить это предположение мы проведем несколько опытов.

- У меня два одинаковых полена. Сравнивание по высоте, ширине, длине, весу. (Взвешивание на весах)

- Вы хотите узнать, почему одно полено тяжелее другого?

-Подойдите к столам и возьмите по одной тряпочке, смочите, теперь отожмите. В одну руку возьмите сырую тряпочку, а в другую сухую. Какая тяжелее? Чего много в сырой тряпочке? (Воды)

- В сыром полене тоже много воды, поэтому оно тяжелее. Вытрите руки сухой тряпочкой и садитесь на места.

-Мы ещё не доказали, что сухое полено горит лучше, чем сырое.

-Как вы думаете, кто растоплял печь? (взрослые)

- А что может произойти, если неправильно обращаться с огнём? (Пожар).

-Значит, этот опыт буду проводить я. А, чтобы не произошёл пожар, я опыт буду проводить над ведром с водой. (Опыт.) Какая спичка лучше горела? Значит, сухие дрова горят лучше, что и требовалось доказать. А, чтобы дрова лучше топились, на ночь заносили охапку дров в избу и клали в пространство под печкой. Оно так и называется-ПОДПЕЧЬЕ.

-Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

-В какой посуде готовили русские хозяйки?

-В горшках, в чугунках (предлагаю ребенку показать чугунок). Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.

(Рассматривание чугунка)

- Из чего делали чугунки? (Из метала, чугуна)

-Скажите, пожалуйста, чугунок лёгкий или тяжёлый? А если уронить чугунок, что с ним произойдёт? (Ничего, потому, что чугун очень крепкий металл.)

- А это глиняный горшок. А из чего он сделан? (Из глины)

- А если мы нечаянно уроним глиняный горшок, что с ним может произойти. (Он разобьётся)

-Правильно. Значит с посудой, сделанной из глины, надо обращаться аккуратно.

-Ох, заболталась, я с вами! А мне к обеду Щи сварить нужно! Может поможете мне?

Игра «Варим щи» (эстафета для 2 команд. Необходимо из множества овощей и фруктов выбрать те, из которых варят щи)

- Ставим чугунок на ШЕСТОК-это место, куда ставили посуду при приготовлении пищи.

-Ой, а как же поставить чугунок в печке-то горячо?

-Специальное приспособление для того, чтобы поставить, а затем и вытащить чугунок из печки называется УХВАТОМ. А ещё у печки, есть ЗАСЛОНКА - это железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи. Как вы думаете, куда ее ставили?

-У кого дома есть печка? (духовая, микроволновая) Сейчас вместо заслонки у печки дверка.

- А зачем нужна заслонка? (Чтобы не выпали угли)

-А пока, щи наши варятся, мы с вами поиграем.

Игра «Пирог»

(Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог» :

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мяконький,

Вот он какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.)

-Сварились щи, а угольки ещё остались. Угольки не выбрасывали, а использовали для нагревания самоваров. В утюги клали и утюгом гладили бельё. (Слад 8)

старину не было фломастеров, мелков, даже простых карандашей почти ни у кого не было. Зато в каждой избе были угольки. Вот и рисовали дети угольками, а вы хотите попробовать?

-Как достать угольки из печи? Специальным приспособлением –кочергой. (Рисование угольками)

-Все предметы, которые нужны были хозяйке, ставили с левой стороны печи.

-Я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой и говорили ей добрые ласковые и нежные слова. (Слайд 9)

- Давайте, ребята, вспомним русские народные сказки, в которых упоминается о печке. (Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»). (Слайд 10- сказки)

Рефлексия

-Итак мы сегодня побывали в русской избе

-С каким очень важным предметом быта мы познакомились?

-Кто такой печник?

-Зачем нужны печурки?

-Как использовались угольки?

-Что хранилось в подпечье?

-Зачем нужна труба?

-«Прыгнул коток на шесток». Покажите это место.

-Отгадайте загадку «Железная рука держит чугун за бока»

-Что ты узнал сегодня интересного, о чем бы хотел рассказать маме, сестренке?

-Если бы вы оказались рядом с настоящей русской печкой, что бы вы хотели попробовать сделать?

- Во всех сказках, печь – добрая волшебница. Она помогает героям, прячет от врагов, угощает сладкими пирожками.

И наша печка волшебная.

А я к печке подойду,

И подарочек найду.

Я для вас, мои друзья,

Баранок много испекла.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ. Цель: Создать веселое настроение,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Защитникам Кубани посвящается» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группе .

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень» Цель: Формировать умения различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки. Задачи: - учить выделять признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Русская печь»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 22:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД