Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»

Оксана Столь
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»

Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать уважение к труду шахтеров; обогащать словарный запас (проходчик, диспетчер,лава, клеть,комбайн, вагонетка и т. д.); воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: иллюстрации шахты, техники, которая помогает шахтерам, лэпбук «Труд шахтеров», контурные карты «Полезные ископаемые Кузбасса».

В преддверии праздника дня шахтера во всех угольных городах с дошкольниками проводятся разнообразные занятия по теме «Труд шахтера». Со своими дошкольниками мы всегда проводим ряд мероприятий: это экскурсии, беседы, игры, продуктивная деятельность. На этот раз мы изучали шахту изнутри, пробовали изобразить как выглядит шахта изнутри, а также говорили о сложной и мужественной профессии – шахтер.

Загадка:

Гдe вcтpeчaeтcя тaкoe,

Чтo зeмля нaд гoлoвoю (шахта)

Показ иллюстраций шахты и рассказ воспитателя о том, что находится внутри шахты.

Вот она шахта. Далеко видна вспышка ее подъемника со звездочкой на вершине. По соседству с шахтой – холм, почти гора. Кто никогда не видел шахты, может подумать, будто это гора угольная. Но угля в ней нет ни кусочка, одна пустая порода – камень и земля. А уголь – вон в том громадном ящике – бункере, куда подъехал на погрузку поезд. В бункер уголь попадает из шахты. Сейчас мы в нее заглянем. Под вышкой со звездочкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Вот мы сейчас вместе с шахтерами в рабочей одежде, с лампочками на касках, влезаем в просторную кабину лифта и – ух! – вниз. Даже сердце замирает, так быстро мы мчимся. Всего за минуту кабина опускается на глубину несколько сотен метров. Приехали – и вперед по подземному проспекту. Он называется штрек. Здесь светло: повсюду горят лампы дневного света. И шумно, словно на улице – со звоном (прочь с дороги) туда – сюда катят маленькие подземные трамвайчики с длинными хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» - лавы. В «переулках» тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки. Идешь вдоль по лаве, вдруг стоп! – тупик, на пути встала сплошная угольная стена. Значит, добрались до забоя. Вот здесь то и работают шахтеры, здесь они вырубают из черной стены уголь. Комбайном вырубают. Он, когда работает, рычит и лязгает стальными зубьями. В одном угольном комбайне трудятся сразу несколько машин. Одна машина острыми зубами выгрызает из стенки глыбу угля, а другая дробит глыбу на мелкие кусочки, третья грузит их на дорожку самокатку – транспортер. Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед до забою, а уголь черным потоком мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь из лавы, прямиком к подземному «проспекту», к трамвайной остановке. Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в трамвай прыг – и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там, где светит солнышко.

Некоторые наши шахты - точь в точь подземный завод. Управляет ими всего один человек – диспетчер. Он сидит в большой, просторной комнате на поверхности земли, а знает обо всем, что происходит под землей, в шахте. Знает и на расстоянии ею управляет. Перед диспетчером светятся сигнальные лампочки, вздрагивают на циферблатах приборов стрелки, мерцают экраны телевизоров. Посмотрит на них диспетчер и сразу видит, что происходит внизу, в шахте. По миганию лампочек, по показаниям приборов, по изображению на экранах он узнает, как работают в забое комбайны, не останавливались ли дорожки самокатки, сколько угля добыто и примчалось в грузовом лифте наверх. И еще он всегда вовремя узнает, не скопился ли под землей опасный газ – горючий и ядовитый, не прорвалась ли случайно вода на шахтные «проспекты», «улицы», «переулки»

Нажмет одну кнопку – со скрежетом примчатся долбить угольную стену комбайны. Нажмет другую – побегут или остановятся дорожки…

Выходит, руки шахтеров к углю даже не притрагиваются, - все делают машины, которыми управляет человек.

Машины на помощь шахтеру

Ползут, грохоча и пыля.

И, словно под тяжестью танка,

Дрожит под комбайном земля.

Итог занятия:

Вопросы детям.

Что я запомнил сегодня на занятии.

Что меня удивило.

Что я узнал нового сегодня.

Рисунки детей «Как устроена шахта»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»

Поделки ко дню шахтера

Лэпбук труд шахтера

Выставка работ ко дню шахтера

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как устроена природа» для стар Цель: Создание социальной ситуации развития, посредством знакомства детей с живой и неживой природой. Задачи: Обучающие: - создать условия.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет)Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет) Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе 5–6 лет «Снег и его свойства»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе 5–6 лет «Снег и его свойства» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Снег и его свойства» Доминирующая образовательная область:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»
Опубликовано: 18 августа 2019 в 10:40
+110Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Совместная деятельность детсада с СМИ. Фотоотчет о музыкально-театрализованном...
Совместная деятельность детского сада с СМИ Музыкально-театрализованное представление «Муха - Цокотуха» в средней группе. Добрый день или вечер дорогие...
Видеовизитка для конкурса «Воспитатель года Ейского района-2019»
Я Музер Зоя Петровна, воспитатель первой квалификационной категории. Представляю свой любимый детский сад №21 с. Александровка Ейского района. Я люблю...
Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги «Букетик Любимке»
Мастер-класс "Букетик Любимке" 1. Нам понадобится: 2. Обрисуем свою ручку на белом листе бумаги. 3. Приклеим ладошку на голубой фон, не...