Приложение МААМ

Конспект занятия по произношению и обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р»

Елена Карсакова
Конспект занятия по произношению и обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

по произношению и обучению грамоте

«Звуки [р – р` ], буква Р»

(подготовительная к школе группа)

Используемая программа

(Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей).

Время занятия – 30 мин.

Публикация «Конспект занятия по произношению и обучению грамоте „Звуки [р]-[р’], буква Р“» размещена в разделах

Структура конспекта занятия.

Карсакова Елена Борисовна

Подготовительная к школе группа

Методика дошкольного образования: обучение грамоте.

Тема занятия : «Звуки [р – р` ], буква Р»

Использованная образовательная программа : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Предварительная работа воспитателя с воспитанниками:

- припоминание картинок, в названии которых есть заук [р];

- составление предложений с картинками на звук [р] ;

- заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [р] ;

- выделение звука [р] на слух;

- припоминание слов со звуком [р] из прочитанного воспитателем текста.

Дидактическое обеспечение занятия.

«Чудесная шкатулочка», предметные картинки со звуками [р – р`], фонарики синего и зеленого цвета; 2 коробки синего и зеленого цветов, игрушки со звуками [р – р`], счетные палочки (по количеству детей); полоски длинные, обозначающие – «слова», короткие полоски – «слоги», кружочки – «звуки» (кранного, синего, зеленого цветов); схемы предложений; тетради в клетку (по количеству детей); простые карандаши (по количеству детей); мел; разрезная азбука (по количеству детей); зеркала.

Использованная литература:

Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников, М., 2005г.

Цели занятия :

Обучающие :

- познакомить с понятием звонкий согласный;

- познакомить детей с буквой Р ;

- сформировать правильное написание буквы.

Развивающие:

- развивать умение детей выделять звук [р] на слух и в произношении;

- развивать навыки звукового анализа слов;

- развивать умения выполнять схему предложений;

- развивать графомоторные навыки;

- развивать связную речь; внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей наблюдательность;

- воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.

Ход занятия:

Вводная часть. (2 мин.)

Организационный момент:

(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук :

самолеТ, замоК, диваН …

(Дети добавляют последний звук в предложенные слова:САМОЛЕ (Т…)

Основная часть. (20 мин.)

1. Закрепление пройденного материала.

Игра «Чудесная шкатулка».

Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.

Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…

Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.

Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?

Дети: Звук Р.

Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [р].

Логопед: Давайте вспомним, звук [р] – какой?

Дети: Звук р - согласный.

Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [р]?

Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.

Логопед: Верно. Проверьте, звук [р] – глухой или

звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)

Дети: Звук р - звонкий, голос работает.

Логопед: Послушайте, как звучит звук [р] в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА» ?

Дети: Звук р - звучит твердо.

Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».

Дети: В этих словах звук р - звучит мягко.

Логопед: Мы знаем, что звук [р] бывает и твердым, и мягким.

3. Выделение звуков [р – рь] на слух. Работа с фонариками.

Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [рь] – зеленый фонарик.

Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…

Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…

4. Выделение звуков [р – рь] в произношении. Игра: «Подарки для Ромы и Риты».

Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук [р] звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук [рь] – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.

Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…

5. Звукослоговой анализ слов.

Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.

Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.

6. Припоминание слов со звуками [р – рь]. Игра «Нарисуем дом».

Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками [р – рь], которые относятся к дому.

Логопед: Какие деревья со звуком [р] мы посадим около дома?

Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.

7. Физминутка. «Рябинка».

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка тоже гнётся,

Не печалится – смеётся.

Резкий ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети потягиваются поднимают руки вверх.

Выполняют вращения туловищем вправо-влево.

Выполняют наклоны в стороны.

Дети машут руками, изображая ветер.)

8. Знакомство с буквой Р.

Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук [р], и мягкий звук [рь]. Посмотрите на букву Р. На что она похожа?

Логопед: Напишите букву Р в воздухе.

Логопед: Как можно изобразить букву Р?

Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.

Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую).

Логопед: Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ

АР, ОР, ИР, УР

9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».

Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»

«РИС» - «РОС» - «РОСА» - «РОЗА» - «РОМА» - «РАМА».

10. Составление предложений.

Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки [р]-[рь], составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.

Заключительная часть 3 минуты

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?

Дети: Со звуком р.

Логопед: Напомните, звук [р] – он какой?

Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки [р] – [рь] на письме?

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки [р] – [рь], отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!

Публикации по теме:

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по произношению и обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р»
Опубликовано: 10 июля 2013 в 22:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по произношению и обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карсакова (УИ 115693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД