Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Александра Трофимова
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
▼ Скачать + Заказать документы

Автор:

Трофимова Александра Викторовна, учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад, Минусинский район, с. Лугавское.

Тема: звук (ч).

Цель: уточнить произношение звука (ч); совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат.

Ход занятия

1 Организационный момент.

Публикация «Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР,» размещена в разделах

- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.

Колобок звездочет сосулька

Барабан дудочка фанфары

Балалайка лилипут шишка

Попугай мультфильм верталет

2. Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор».

«Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком (ч)

Загадка: В поле лестница лежит

Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч-ч.

4. Анализ артикуляции звука.

- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.

Дети анализируют произношение звука (ч) по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.

- Какой звук (ч? (Согласный, только мягкий, глухой)

- Какую фишку поднял Незнайка? Почему? Почему он не показал синюю фишку?

5. Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимательным».

- Увидев зеленый фонарик Незнайки, паровоз остановился.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

В страну сказок я лечу.

- Незнайка объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук (ч) :

Вагончик стучат станция

Шпалы мчится страна

Прочный колеса чудесная

Рельсы качается сказочная

6. Упражнение в произношении звука (ч).

- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:

Чу, чу-чу, чу, чу.

Ча, ча, ча-ча, ча.

Чи-чи-чи, чи-чи.

Дети воспроизводят слоговой ряд, соблюдая ритм.

- Паровоз набирает скорость. Произнести на одном выдохе: ча-чо-чу-чи-че.

7. Выделение звука (ч) из состава слова.

- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинку. Каких персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картинку. Назовите слова со звуком (ч). Определите место звука (ч) в слове. (Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич).

Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука (ч) в слове.

8. Физминутка. Игра «Поезд».

Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

К новой сказке я лечу.

Поезд идет «по мосту» (кирпичикам, проходит через «туннель»(ворота для подлезания, движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).

9. Звуковой анализ.

Загадка: Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)

- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком (ч). Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.

10. Формирование грамматического строя речи.

а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

- Везет наш поезд дальше. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.

- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа? Почемучка спрашивает, почему плачут дед и бабка? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.

Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем перекинув мостик «потому что», дать объяснения.

- Почемучка продолжает задавать вам вопросы: «Почему растаяла снегурочка? Почему сломался теремок? Почему лиса съела колобка?

б) «Исправь предложение»

- Незнайка тоже составил предложение со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложение правильно.

У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца.

Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.

11. Итог занятия.

- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук (ч).

Публикации по теме:

Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л» Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звук Л. Буква Л» подготовительная группа Составил: учитель-логопед Е. А. Ветрова.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 15:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.» (включая файлы) размещена пользователем Александра Трофимова (УИ 69665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД