МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с ТНР в старшей группе «Поможем Лесовичку»

Елена Боронина
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с ТНР в старшей группе «Поможем Лесовичку»

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе

Тема: «Поможем Лесовичку»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Формировать умение образовывать глаголы приставочным способом от глагола «лететь»;

Публикация «Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с ТНР в старшей группе „Поможем Лесовичку“» размещена в разделах

2. Совершенствовать умения составлять предложение с предлогами на, над, за, перед, между, около, подбирать антонимы к глаголам, согласовывать существительные с числительными в роде, числе;

3. Обогащать активный словарь глаголами;

4. Развивать зрительное восприятие;

5. Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность.

Материал и оборудование: костюм Лесовичка для взрослого, карточки на клейкой основе с изображением птиц, макеты деревьев: летнего (с зелёными листьями) и зимнего (покрытого снегом, мяч, куб со схемами предлогов, макет окна, мольберт.

Силуэты птиц (радостной и грустной, по количеству детей : конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках, конверт с головоломкой с изображением птицы, лента с птицей-оригами, макет дерева, бумажная птица, фишки - «зёрнышки», аудиозапись песни «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова).

Методы и приемы: беседа, мотивация, рассматривание изображений, игры, поощрение, указания, наводящие вопросы.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Живёт в лесу Лесовичок,

Очень мудрый старичок,

Он командует всем лесом

С величайшим интересом.

Все дедулю уважают:

Белки шишки собирают,

Зайцы овощи сажают,

Пчёлки мёдик добывают,

Волки домик охраняют.

Так бежит за годом год,

Лесовик в лесу живёт.

Е. Бессараб (перераб.)

Под песню «Старичок Лесовичок» (сл. и муз. А. Перескокова) входит Лесовичок.

Лесовичок : Вспомнили вы про меня, ребята, и я сразу пришёл к вам в гости. Здравствуйте.

Дети: Здравствуй, Лесовичок.

Воспитатель: Что случилось, почему ты такой печальный?

Лесовичок : Ребята, беда… У нас в лесу пропали все птицы.

Воспитатель: Разве могли все птицы пропасть? Что случилось, как вы думаете, ребята?

Дети: Улетели в тёплые края. Остались зимующие.

Лесовичок : И зимующих нигде нет! Ох, наверное, эти озорницы решили поиграть со мной в прятки: каждая птица оставила задание, выполнив которое, её можно найти. Но я уже слишком стар, мне с ними играть тяжело.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Лесовичку.

Игра «Птицы перелётные и зимующие»

Цель: активизация представлений детей о перелётных и зимующих птицах.

Ход игры: Детям предлагают карточки на клейкой основе с изображениями птиц. Необходимо назвать их и рассадить на деревья: перелётных на то, где зеленеют листья (летнее, зимующих - на покрытое снегом (зимнее).

Лесовичок : Молодцы! Чтобы найти остальных птиц, нам необходимо помочь им взлететь.

Дыхательная гимнастика «Птицы»

Цель: формирование плавной воздушной струи, выработка речевого дыхания.

Ход: Каждый ребёнок держит ленту с птицей-оригами. Предлагается подуть на неё, чтобы она взлетела.

И. п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища;

1 - поднять руку с лентой вверх — вдох;

2 - задержать дыхание на один счёт;

3 - следя, чтобы щёки не надувались, сделать протяжный выдох [п-ф-ф-ф-с-с-с-с] на птицу так, чтобы она «взлетела»;

4 - опустить руку, расслабиться, ленту с птицей взять в другую руку. (Повторить 2—3 раза.)

Лесовичок : Как хорошо наши птицы взлетели!

Игра «Куда птица полетела?»

Цель: формирование умения составлять предложение с предлогами на, под, за, перед, между, около.

Ход игры: Детям предлагается рассказать, куда полетела или села птица, глядя на куб со схемами предлогов. Дети по очереди бросают куб и, глядя на схему-подсказку, которая выпадет, составляют предложение с предлогами:

— Птица села на дерево.

— Птица летит около дерева.

— Птица летит между деревьями.

— Птица спряталась за деревом. И т. д.

Лесовичок : Молодцы, справились с заданием.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: формирование умения подбирать антонимы к глаголам.

Ход игры: Лесовичок называет действие и по очереди бросает мяч детям, стоящим в кругу. Тот, кто поймал мяч, называет глагол-антоним:

Одеть — … (раздеть).

Поднять — … (опустить).

Бежать — … (стоять).

Радовать — … (огорчать).

Молчать — … (говорить).

Ругать — … (хвалить). И т. д.

Физкультминутка «Воробей»

Скачет шустрый воробей,

(Прыгают на месте.)

Ему на месте не сидится,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыгают на правой ноге на месте.)

Завертелся, как волчок.

(Кружатся на месте.)

Вот присел он на минутку,

(Приседают.)

Почесал он клювом грудку,

(Встают, наклоны головы вправо-влево.)

И с дорожки на плетень,

(Прыгают на левой ноге на месте.)

Тири-тири,

(Прыгают на правой ноге на месте.)

Тень-тень-тень!

(Прыгают на двух ногах на месте.)

А. Барто (перераб.)

Игра «Доскажи словечко»

Цель: формирование у детей старшей группы умения образовывать глаголы приставочным способом от глагола лететь.

Ход игры: Перед каждым ребёнком стоит макет дерева и бумажная птица, дети слышат начало предложения, продолжая его, произносят глагол и выполняют действие с птицей.

Сидела птица на земле.

И вдруг птица с земли — … (взлетела).

К дереву — … (подлетела).

Вокруг дерева — … (облетела).

До дерева — … (долетела).

На ветку дерева — … (прилетела).

С ветки на ветку — … (перелетела).

Опять вокруг дерева — … (облетела).

От дерева — … (отлетела).

Чего-то испугалась и — … (улетела).

Лесовичок : Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Игра «За окном»

Цель: формирование умения согласовывать существительные с числительными.

Ход игры: На мольберте расположен макет окна. У детей на столах лежат конверты с силуэтами разных птиц (от 1 до 5) на прищепках. Детям поочерёдно предлагают назвать и сосчитать птиц, которые лежат в конверте, а затем расположить их в окне.

Дети прикрепляют карточки с изображением птиц к макету окна и определяют их количество. Например: «Я вижу за окном пять ворон, двух синиц, трёх дятлов, одного голубя». И т. д.

Зрительная гимнастика

Цель: снятие нарастающего утомления глаз, укрепление глазных мышц и устранение напряжения.

Небо синее вокруг.

Стая птиц летит на юг.

(Круговые движения глазами в одну сторону.)

Чтоб скорей им прилетать,

Будем крыльями махать.

(Круговые движения глазами в другую сторону.)

Взмахнули правым крылом,

(Глаза вправо.)

Взмахнули левым крылом,

(Глаза влево.)

Взмахнули правым крылом,

(Из левого угла в правый угол.)

Взмахнули левым крылом.

(Из правого угла в левый угол.)

Игра «Сложи птицу»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

Ход игры: На столах лежат конверты с головоломками, которые детям предлагается сложить. У каждого ребёнка открывается изображение птицы.

Лесовичок : Спасибо вам, ребята. Вы помогли мне вернуть в наш лес птиц. Пойду их угощу, чтобы больше не прятались от меня. Всем до свидания, приходите в гости.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам понравилось помогать Лесовичку? Какое задание вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (Детям предлагают «покормить птиц» : если занятие понравилось, положить фишку — «зёрнышко» к силуэту радостной птички, не понравилось — к силуэту грустной.)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес» Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес" Цель: подвести итоги работы.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с ТНР в старшей группе «Поможем Лесовичку»
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 15:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД