Кристина Константиновна Пастбина
Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в средней группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в средней группе ТНР
Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „День родного языка“ в средней группе детей с ТНР» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные: Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и русской культуре, обогащение знаний о русском фольклоре, пословицах и поговорках. Продолжать формировать представление о гласных буквах и звуках.
Развивающие : Способствовать развитию речи, мышления и памяти. Развитие связной речи. Развитие артикуляционной моторики. Развитие навыков чтения.
Воспитывающие: Создать условия для обогащения духовного мира детей; Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку; воспитывать интерес к грамоте.
Ход занятия.
Логопед: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что изображено на доске. Кто знает, что это? Д: Глобус!
Логопед: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты.
Логопед: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.
Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины.
А коричневым и желтым – горы и пустыни.
А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Дети: Города, страны.
Логопед: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. И в какой стране же мы с вами живем? Д: В России
Логопед: А на каком языке мы говорим в нашей стране? Дети: На русском.
Логопед: Посмотрите внимательно на доску. У всех есть свой родной язык. Вот это страна Германия, они говорят на немецком языке. Это страна Китай и там говорят на китайском языке. украинцы — украинском,белорусы — белорусском,поляки — польском. Но земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык - это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.
Логопед: Для чего нам нужен язык? Дети: Что бы разговаривать, общаться, играть.
Логопед: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
Выразительное чтение логопеда:
С Днем родного языка
Я вас поздравляю.
Знать, любить его, беречь
Людям всем желаю.
В языке родном — душа
И судьба народа.
В нём история его,
Вера и свобода.
В нём простор родных полей
И ручья журчанье.
В клятвах слышим мы его
И в словах признанья.
В колыбельной он звучит,
В гимне и сонете.
Берегите свой язык,
Люди всей планеты.
Логопед: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга) .
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю. (алфавит)
Голос звонкий, глазки ярки,
Ей в воде совсем не жарко:
Это вовсе не игрушка,
А задорная.
Дети: лягушка
Логопед: Посмотрите ребята на доску. К нам пришла лягушка. А лягушка не простая, а волшебная. Она была русской красивой царевной. Злодей безграмотей превратил ее в лягушку, давайте ей поможем превратиться в себя обратно. Вот сундук в котором лежит наша волшебная помощь, чтобы его открыть нужно пройти задания и получить за это приз. Произнести заклинание и тогда сможем помочь царевне.
Игра «Угадай сказку» Дети послушайте внимательно о какой сказке идет речь:
На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это?
Дети: Колобок
Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? …
Дети: Репка
Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя
В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят…
Дети: Волк и семеро козлят
Логопед: Молодцы мы с вами выиграли какую букву? Дети буква А. Логопед: А что начинается со звука А. Дети: Арбуз. Ангел. Ананас.
Логопед: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!
Логопед: В наших русских сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро! Следущее задание от лягушки царевны. В картинках спрятана народная мудрость, она есть и в пословицах и поговорках. Вы знаете пословицы и поговорки?
Дети отвечают и говорят знакомые пословицы и поговорки: Друзья познаются в беде.
Дети: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Логопед: Замечательно. Нам лягушка нашептала и тихонечко спросила. А вы умете делать гимнастику для язычка. Дети да. Логопед: Давайте лягушке покажем.
«Лягушка» №1
А теперь мы как лягушки
Тянем ротик прямо к ушкам!
«Вкусное варенье» №2
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
«Заборчик» №3
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы-
Посчитаем наши зубым
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«Часики» №4
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
«Лошадка» №5
Я лошадка серый бок
Цок-цок цок-цок
Посмотри как я красива
Хороши и хвост и грива
Цок-цок цок-цок
Я копытцем постучу
Если хочешь прокачу!
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр,вибрируя губами (5 раз).
«Качели» №6
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.
«Лопатка» №7
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
«Хоботок» №8
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Логопед: Молодцы. А сейчас сыграем в следущую игру.
Речевая игра: «Назовите пословицы и поговорки на картинках»
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Логопед: О чем эта пословица. Дети: О учении, грамоте.
Логопед: Грамоте учиться, всегда пригодиться
Дети: О том что нужно быть грамотным. Нужно читать и писать
Логопед: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дети: О труде. Нужно не быть ленивым и хорошо трудиться.
Логопед:Молодцы! Мы выйграли какую букву? Дети : Букву У.
Логопед: А какие слова вы знаете на звук У? Дети: Утка, удочка, укроп.
Логопед прикрепляет буквы рядом с сундуком.
Логопед: Мы немножко отдохнем и поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая гимнастика на букву «У» В руки дудочку беру, Туру- туру- туру-ру!
Имитируем игру на дудочке. Созываю детвору, Манящие движения руками.
Туру- туру- туру-ру!Имитация игры на дудочке.
Поиграю на баяне, Гали-гали-гали-ли!
Имитация игры на баяне.
Гали-гали-гали-ли! Имитация игры на баяне.
Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили!
Имитация игры на скрипке. Т
Тили- тили- тили-ли! Имитация игры на скрипке.
А потом на барабане, Бам- бам- барарам!
Логопед: Здорово Сейчас мы сыграем с вами в игру.
Игра «Слова наоборот»
холодный – горячий; широкий- узкий,
толстый - тонкий, большой – маленький,
высокий – низкий, громкий – тихий,
день-ночь; хорошо – плохо,
мокрый – сухой, длинный - короткий и т. д.
Это ребята слова антонимы – противоположные по значению.
Логопед : Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить. Какую букву мы получили за это задание. Дети буква И. Логопед: Какие слова вы знаете на звук И. Дети: Индюк, иголка.
Следующая игра «Назови одним словом»
Логопед: «Кто изображен на этой картинках? (Самолет, автомобиль, мотоцикл) Как можно их назвать одним словом? (транспорт)». И т. д Дети отвечают.
Логопед: Молодцы, посмотрите какую букву мы получили. Дети это буква О. Логопед: Какие слова вы знаете на букву О. Дети: Огурец, осел, облако.
Логопед: Здорово, мы собрали все буквы. Давайте вместе прочитаем заклинание на доске. Дети читают гласные буквы. АОУИ поочередно логопед меняет местами. Смотрите какое волшебство. Нам достался ключ, чтобы открыть сундук. Лягушка говорит нам нужно поиграть в игру «Ключик» Все играющие становятся в круги, которые расположены в любом порядке (или выложенные из коротких шнуров). Круги расположены на расстоянии двух метров друг от друга. Сначала выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к (называет одного из детей, постучи!» В это время другие дети стараются быстро поменяться местами. В это время водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки детей. Если водящий долго не может занять кружок, он кричит: «Нашел ключи!» Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.
Логопед: Молодцы! Хорошо поиграли. Все с вами отгадали. Посмотрите, а лягушка благодаря вам, превратилась в русскую красавицу и благодарит вас и отправляется учиться грамоте.
Окончание и итог занятия. Логопед:
О чем мы сегодня с вами говорили? Дети: О нашем родном языке. О пословицах. Какой язык в нашей стране самый главный? Дети: русский. Л:А когда празднуют день родного языка? Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Какие задания выполнили от лягушки? Во что поиграли? Дети отвечают на вопросы.
Логопед: Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать.