Получи документы

Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Людмила Боровских
Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки

Условия реализации:

• направление – «Познавательно-речевое развитие»;

• образовательная область – «Коммуникация»;

• возраст воспитанников – 5 – 6 лет (старшая группа);

• межпредметные связи – «Физическая культура», «Социализация», «Музыка»;

• партнёры по реализации – воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи: Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах

Формировать у детей практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; закрепить умения образовывать относительные прилагательные, подбирать родственные слова.

Коррекционно-развивающие :

Закрепить у детей правильное звукопроизношение в чистоговорках; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; речевую коммуникацию, внимание, память, словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

Поддерживать у детей активность, самостоятельность, творчество; побуждать проявлять сочувствие, смекалку, взаимопомощь.

Оборудование: Схема предложения; предметные картинки: дом, мак, кит, кот, танк, лук, морковь, помидор; яблоко;пирожки с начинками; проектор; мультимедиа (Приложение 1).

Место проведения: Музыкальный зал

Ход занятия:

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии по выбору и садятся на места Логопед: Сядем, деточки, рядком

Да поговорим ладком

Про сказки русские, известные

И до сих пор нам интересные (слайд 1).

В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Алёнушка да сынок Иванушка (слайд 2). Ждали они как-то к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшей-малышом посмотреть. Сами лошадь запрягли и поехали (слайд 3).

Логопед: Ребята, скажите, а как зовут детеныша у лошади?

Дети: Жеребенок.

Логопед: Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки (слайд 4).

Упражнение на координацию речи с движением «Умелые руки».

Наши руки умелые такие, Дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладони то вверх, то вниз.

Наши руки – руки золотые.

Они умеют вышивать, Выполняют движения в соответствии с текстом.

Шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть.

За порядком следить. Грозят пальцем.

Вот они какие - руки золотые. Протягивают руки вперед.

Логопед: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками (слайд 5).

Логопед: Как вы думаете, мы слышим звуки или буквы?

Дети: Мы слышим и произносим звуки, а буквы пишем.

Логопед: Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди (слайд 6, подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дороге, торопится (слайд 7).

Логопед: Ребята, давайте подберем родственные слова к слову ДОРОГА.

Дети: Дороги, дорожка, дорожный, придорожный, дороженька.

Логопед: Дошла Аленушка до печки (слайд 8). Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пышки. Печка в благодарность угостила ее румяной пышечкой.

Стихотворение с движением «Поедалочка».

Пышка сметанная, Дети «стряпают пирожки» (то одна рука сверху, то другая)

Корочка румяная,

В печи она сидела, Ставят руки «полочкой» перед грудью.

На нас она глядела. Округляют большой и указательный пальцы и приставляю к глазам Пыхтела, пыхтела Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.

Да в рот захотела. Касаются ладонями губ.

(Л. Яхнин)

Логопед: И вас печка пирожками угостила. Скажите, у кого какая начинка в пирожке? ( картинки: яблоко, мясо, творог, капуста, лук, малина и т. д.)

Дети: Мясная, яблочная, капустная, луковая, малиновая, творожная и т. д.

Логопед: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит (слайд 9). Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоне, сняла яблочки, сложила их в кучку.

Логопед: Сейчас, и мы составим цепочку из яблок так, чтобы последний звук первого слова, был первым звуком следующего слова (дом, мак, кот, танк, кит).

Дети составляют цепочку слов.

Логопед: Одно яблочко скатилось прямо девочке в руки. Это ее яблонька отблагодарила.

Логопед: Давайте, и мы с вами яблоньку порадуем.

Динамическая пауза «Принцесса».

То не белый снег идет – Дети поднимают руки и медленно опускают их, легко встряхивая

кистями

Это яблоня цветет. Вращают кистями, поднимая руки (фонарики)

Яблоня – принцесса- Плавно покачивают поднятыми руками из стороны в сторону.

На опушке леса.

Логопед: Подошла девочка к речке (слайд 10). А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело.

Чистоговорка «К – КЬ»

КА-КА-КА – бежит чистая река. Дети делают волнообразные движения руками.

КИ-КИ-КИ – берега высоки. Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая.

КЕ-КЕ-КЕ – искупаемся в реке. Вытягивают руки вперед и прижимая их к груди.

УКИ-УКИ-УКИ - в реке плавают щуки. Прижимают ладони друг к другу и качают ими.

Логопед: Довела дорога Аленушку до леса (слайд 11). Идет она по лесной тропинке,

прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Логопед: Скажите, какой твердый согласный звук есть в слове ДЕРЕВО?

Фонопедические упражнения «В лесу» по методу В. Емельянова

Скрипит старое дерево. Дети произносят «А-А-А…» (бас)

Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «У-у-у!» (снизу-вверх)

Шелестят листья на ветру. Произносят «Ш-ш-ш» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки

с елок. Произносят короткие «а, а, а» (снизу-вверх, сверху-вниз).

Квакают на лесном болоте

лягушки. «Ква-а-а…» в низком регистре.

Зудят комары. Пропевают «з-з-з…» делая вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!» 1-й слог низким голосом, 2 й - высоким.

Логопед: Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы Яги стоит (слайд 12). Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла (слайд 13). Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Делать нечего, осталась Аленушка у Бабы яги, обед готовить.

Логопед: Скажите, сколько слогов в слове ЛУК, МОР-КОВЬ, ПО-МИ-ДОР.

Дети: лук – 1сл. ; морковь – 2 сл. ; помидор – 3 сл.

Логопед: Стала чаем старуху угощать.

Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»

Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Вышла чашка погулять.

Мимо чайник пролетает - Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливает чай».

Чашку чаем наполняет: Хлопают ладонью одной руки по ладони другой.

- Буль-буль!

Ой-ей-ей! Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен сахар кусковой. Хлопают ладонями по коленям.

Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Вышел сахар погулять.

Мимо ложка пролетает, Водят указательным пальцем одной руки по ладони

Другой.

Сахар в чашке растворяет: Хлопают в ладоши.

- Дзынь - дзынь!

Ой-ей-ей! Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен пряник расписной! Хлопают ладонями по коленям.

Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают - Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки вперед.

В прятки с пряником играют! Стучат кулачками друг о друга.

- Хруст-хруст!

Ай-яй-яй! Прижимают ладони к щекам и качают головой.

По столу растекся чай! Поглаживают колени ладонями.

Раз-два-три-четыре-пять - Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Вышла тряпка погулять.

Тряпка в чае извозилась, Потирают ладони друг о друга.

Тряпка фыркала и злилась:

Раз-два-три-четыре-пять - Стучат кулачками по бедрам.

Не хочу с тобой играть! Топают ногами.

(М. Яснов)

Логопед: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать (слайд 14). Как только Баба Яга скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой (слайд 15). А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей (слайд 16). Не догнали гуси-лебеди братца с сестрой, вернулись домой к Бабе Яге ни с чем.

Логопед: Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом?

Дети отвечают.

Логопед: Успели дети вернуться домой до приезда родителей (слайд 17). Вскоре и папенька с маменькой вернулись, а тут и гости на пороге с гостинцами (слайд 18).

Логопед: Ребята, а какими словами можно закончить сказку?

Дети отвечают.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Опубликовано: 13 июля 2014 в 16:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Боровских (УИ 227247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД