Елена Мешкова
Конспект занятия по развитию речи «Осень. Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи по теме
«Осень. Перелётные и зимующие птицы» (подготовительная группа)
Цель : Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
образовательная:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень, Перелётные и зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах : внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц;
- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- активизация словаря: стаей, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий и др.
развивающая :
- развитие интереса к представителям живой природы;
- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
- воспитание чувства ответственности и заботы об окружающем мире.
Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
. Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.
Пожелаем всем доброго утра. (говорим тихо, громко)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, носик, щечки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)
Разотрем ладошки, сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем, смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова. (руки на пояс, покачивание головой)
Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)
Раздается звук пришедшего электронного письма.
Воспитатель: - Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Вороны «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каркуша Карковна! Прилетела я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделала несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».
Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).
Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)
Дети:- Время года осень.
Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете? (рассказываем по опорной схеме)
Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т. д.)
На экране появляются изображения журавлей, готовящихся к отлету.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на поле. Что это за птицы? Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?
Дети: Я думаю, чтобы лететь в теплые края.
Звучит запись криков улетающих журавлей.
Воспитатель: - Что вы услышали?
Дети. Мы услышали крики журавлей. (курлыканье)
Воспитатель: - Какими были крики?
Дети. Грустными, печальными, пронзительными.
Воспитатель: - Почему?
Дети. Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.
Воспитатель: - Как вы думаете, изменилась ли жизнь птиц в осеннее время? (да, изменения в природе осенью влияют не только на жизнь животных, но и на птиц) — Почему? (Птицы питаются насекомыми, плодами и семенами растений. Этого корма становится все меньше для птиц, и они вынуждены перемещаться на новые места обитания. Изменения в жизни птиц связаны с похолоданием)
Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?
Дети: - Те, которые едят насекомых.
Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки и найдем насекомоядных перелетных птиц (ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды)
Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас вторыми?
Вслед за насекомоядными птицами улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Их называют зерноядные. Повторим вместе.
Давайте рассмотрим картинки и найдем зерноядных перелетных птиц (чиж, зяблик, щегол)
Воспитатель: - Какие птицы улетают позже всех?
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
Воспитатель: - Как вы думаете, а с чем это связано?
Дети: - это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.
Воспитатель: - Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.
- Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове – водоплавающие
Дети: - плавать в воде
Воспитатель: - А как же перелетные птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: - Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками»? Например, скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей, все вместе; некоторые, например, журавли, лебеди выстраиваются «клином» в виде треугольника; гуси часто летят косяком; цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки, цапли выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Зрительная гимнастика «Птичка»
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела
Птичка вверх полетела и на веточку села.
Птичка посидела и вниз полетела. (2 раза)
Воспитатель: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» (игра в кругу. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос) Можно махать крыльями.
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/.
Сову называют «пернатой кошкой», потому что… (она по ночам охотится)
Поползень получил такое имя потому что… (эта птичка лазает вниз головой)
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
1, 2, 3, 4, 5,Мы закончили играть!
Воспитатель: - А все ли птицы улетают в теплые края?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать в городе?
Дети: зимующие
Воспитатель: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь на юг, а кому нет.
Игра "Классификация"
На столах разложены картинки с разными видами птиц, солнце и снежинка. Дети разбирают птиц по группам : перелетные – зимующие.
Воспитатель:- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, чтобы узнать перелетных птиц
(при отгадывании птица приклеивается на дерево)
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад — вперед по пашне скачет,
А зовется птица. (Грач)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит грач. /аудиозапись/.
Представители этого семейства не поют песни, и если делают попытки, то выходит это некрасиво. Звук, который издает эта птица, очень похож на воронье карканье.
2. Угадайте, что за птичка —
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит ласточка. /аудиозапись/.
- Что делает ласточка? Какие звуки издает? (щебечет)
3. Любит тёплые края,
Прилетает к нам весной.
Поселяется в деревянный дворец
Птица певчая -… (Скворец)
- Послушайте, пожалуйста, как поет скворец. /аудиозапись/.
4.- Послушайте и угадайте, чей это голос. /аудиозапись/. Кукушка
- Что делает кукушка? Какие звуки издает? (кукует)
5. – Послушайте и скажите, чей это голос. /аудиозапись/. Соловей
Воспитатель: Назовите еще раз всех этих перелетных птиц.
Дети: грач, ласточка, кукушка, соловей, скворец
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь.
Воспитатель: Ребята, здесь не хватает ещё одной птицы. Вы её угадаете, когда соберёте разрезную картинку. Собирать будете вдвоём, поэтому предлагаю выбрать себе пару. Дети собирают разрезные картинки в парах
Воспитатель: вы узнали птицу? Конечно же, это дятел. Это зимующая или перелетная птица?
Сейчас Томирис расскажет нам про эту птицу.
-Я хочу вам рассказать про шумную лесную птичку в красной шапочке на голове-это дятел. Это настоящие санитары леса. Дятлы питаются насекомыми, которых добывают из-под коры зараженных деревьев, чем и спасают их от дальнейшего разрушения.
Они слышны с весны до поздней осени, но зимой увидеть птицу не просто, стук разносится по лесу, но его самого обычно не видно. Зимуют дятлы в дуплах, которые делают себе.
Главная проблема дятлов зимой – это найти еду. Ведь в это время года найти насекомых очень трудно. Но, несмотря на это, своими находками дятел с легкостью делится с другими птицами, часто спасая их таким образом от голодной смерти.
Осенью пищей для дятла становятся разнообразные лесные ягоды - брусника, рябина, черника, но и они к моменту наступления холодов становятся недоступны. Основной пищей зимнего периода для дятлов становятся еловые и сосновые семена. Дятел приносит шишки и вскрывает их. Настоящим спасением для дятлов в голодный зимний период, становятся кормушки. Дятел-это зимующая птица.
- Послушайте, пожалуйста, звук, который издает дятел. /аудиозапись/.
Воспитатель: Что делает дятел? (Стучит.) Давайте скажем хором – ДЯТЕЛ СТУЧИТ.
- Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Упражнения для язычка:
У дятла клюв-молоток (д-д-д)-3 раза стучим кулачками
Прячься от него червячок (д-д-д)-3 раза
Не жди, что дятел устанет (д-д-д)-3 раза
Тебя все равно он достанет (д-д-д)-3 раза
Из под коры.
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до 8
У дятла красная голова, поэтому его называют… (красноголовый)
У дятла острый клюв, поэтому его называют (остроклювый)
У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювым)
Составьте предложение со слова Дятел – личинка (дятел добывает личинок из дерева).
Воспитатель: Сколько слов в твоём предложении?
Физминутка: Цель: снятия умственного напряжения, смена вида деятельности, стимуляция двигательной активности.
Вот на ветки прилетели (взмахи руками)
В красных шапках дятлы, (руки на затылок. вниз)
Распушили пёрышки, (руки вперёд, потряхиваем руками)
Греются на солнышке (руки в замок за спину, прогнуться).
Головой вертят, (повороты головы)
Улететь хотят. (Взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели. И на стульчики сели.
Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных? (рассматриваем схему строения птицы)
Дети: У них есть оперение, крылья, туловище, две лапки, клюв, хвост.
Воспитатель: - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)
Воспитатель: - Встретились однажды ворона и синичка и стали др перед др хвастаться. Ворона говорит: «У меня большая голова». А синичка ей отвечает: «А у меня… (маленькая головка). У вороны длинный хвост, а у синички (короткий хвостик). У вороны широкое крыло, а у синички (узкое крылышко). У вороны длинные лапы, а у синички… (короткие лапки).
Воспитатель: - Да, птицы все отличаются др от друга. Дома вы попробуете описать любую птицу, пользуясь схемой. Родители вам в этом помогут. А мы на следующем занятии будем угадывать, какую птицу вы загадали. (показываю схему)
Воспитатель: - Каркуша Карковна однажды рассказала мне такую историю. (выставляю сюжетную картину). Наступила холодная зима. Ребята повесили кормушку, насыпали в нее крошки, зернышки, отошли подальше и стали наблюдать. Давайте и мы с вами посмотрим, кто же прилетел поклевать зернышки? (синицы, снегири, воробьи)
- Куда летит этот воробей? (в кормушку)
- С чего он слетел (с ветки)
Куда дети насыпали корм? (в кормушку)
Где стоят дети и наблюдают за птицами? (за деревом, сидят на скамейке)
-Какие звуки издает воробей? (чирикает, синица и снегирь (свистят, тинькают, ворона (каркает).
- Ребята, а вы будете помогать птицам поздней осенью и зимой?
Раздается звук пришедшего электронного письма.
«Спасибо, ребята. Я все поняла. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных и зимующих птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили с вами? (О птицах.) Скажите полным предложением. О каких птицах? (О зимующих и перелетных птицах.)
Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
А давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о птицах? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?
Рефлексия
Ребята, если вам понравилось сегодня на занятии, если было интересно, то возьмите себе раскраску с перелетной птицей (ласточка)
Если сегодня на занятии вам было неинтересно, трудно, то возьмите раскраску с зимующей птицей (воробей) Птицу вы можете раскрасить в группе или дома.
Воспитатель: Я вижу, что многим из вас было интересно на занятии.
Воспитатель: А с кем вы можете поделиться своими знаниями?
Дети. Рассказать друзьям, родителям….
Воспитатель: Каркуша Карковна сама прилетела к вам и принесла сладкие подарки (конфета ласточка)