Елена Ляхова
Конспект занятия по развитию речи: Составление описательного рассказа о деревьях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление описательного рассказа о деревьях.
Цель: Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
Задачи: Коррекционно-образовательные. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме. Учить составлять рассказ по схеме
Публикация «Конспект занятия по развитию речи: Составление описательного рассказа о деревьях» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно-развивающие. Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки (ель, береза, схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, картины леса.
План занятия :
1. Артикуляционная гимнастика
2. Сюрпризный момент. (корзинка с картинками) Сегодня к нам в детский сад кто-то принес корзинку, интересно, что в ней? Давайте посмотрим.
-Назовите что это? (листья, ветки, шишки, желуди)
-Где они растут? (на деревьях)
3. Сообщение темы: Сегодня мы поговорим о деревьях.
-А какие бывают деревья? (лиственные и хвойные, показать картины леса).
-Почему их так называют? (листья и хвоинки)
-Как называется место где растет много деревьев? (лес).
-А вы хотите отправиться в лес?.
-Чтобы попасть в лес давайте вспомним какие лесные слова вы знаете?
-Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)
-Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное)
-Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)
-Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик)
-Маленький, редкий лес, соединяющий два больших леса? (Перелесок)
- Теперь отправляемся в наш лес! Возьмите каждый себе по одной картинке и произносим вместе со мной волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо глазки закрывать.
Полетели, закружились
И в лесу мы очутились. Присаживайтесь.
Как называется лес, если в нем растут одни ели? (Ельник).
-А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор).
-А если только березы? (Березняк, березовая роща).
4. Беседа. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом. Дерево состоит из трёх основных частей. Назовите их.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы. Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке. Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений. -А зачем человеку нужны деревья? Какую пользу они приносят?
-Объясните, зачем люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода)
-А еще, почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их).
-Что дают нам растения? (строительный материал, топливо, бумага).
5. - Игра: «Что у тебя?»
Лист дуба – дубовый
Лист березы – березовый
Лист рябины - рябиновый
Лист клёна - кленовый
Желудь – дубовый
Круглая шишка – сосновая
Длинная шишка – еловая
Ветка с длинными иголками – сосновая ветка
Ветка с короткими иголками – еловая
6. Игра «Про какое дерево я говорю?» (слайды)
Стройная, кудрявая, белоствольная (береза)
Грустная, печальная, плакучая (ива)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
Колючая, пушистая, треугольная…. (ель)
Красивый осенью, с большими резными листьями — клен.
7. Игра «Один - много»
У вас на столе по одному листу, ветке, шишке, а в лесу их много. Вывешиваю картину леса, каждый ребенок выходит со своей картинкой, прикрепляет ее и говорит:
У меня один березовый лист, а в лесу много березовых листьев,
У меня одна рябиновая ветка, а в лесу много рябиновых веток
У меня один дубовый лист, а в лесу много дубовых листьев
У меня одна еловая шишка, а в лесу много еловых шишек…и встают на ковер)
Физкультминутка: «Деревья в лесу»
Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях
8. Составление рассказа
«Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».
Примерный рассказ :
1. Это береза. 2. Береза – это дерево.
3. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
3. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.
4. Из коры березы делают различные поделки. Весной с березы собирают сок. Березу используют как дрова для обогрева помещений, изготовление мебели, строительство домов и разных помещений.
9. Рассказы детей.
Например: о ели, клене, дубе и т. д.
10. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше с вами путешествие в лес. О чем мы сегодня говорили? Какие бывают деревья? Пора возвращаться нам в сад:
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо глазки закрывать.
Полетели, закружились
И в саду мы очутились.