марина митрофанова
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по плану-схеме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. активизировать словарь по теме «насекомые»;
2. научить употреблять глаголы в речи;
3. научить составлять описательный рассказ, опираясь на план – схему;
коррекционно-развивающие :
4. развивать грамматические навыки и навыки словоизменения;
5. развивать зрительное восприятие и мышление
6. развивать связную речь;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Составление рассказа по плану-схеме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
коррекционно-воспитательные:
7. формировать положительную мотивацию на занятии;
8. воспитывать умение контролировать собственную речь.
Оборудование и раздаточный материал: разрезные картинки насекомых (стрекозы, муравья, пчелы, комара, жука, мухи, бабочки, кузнечика, план - схемы описательного рассказа на каждого ребёнка, дидактический материал: предметные картинки насекомых, ряд из предметных картинок, мяч.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Педагог раздает детям разрезные картинки и предлагает их собрать и назвать, получившихся насекомых.
Педагог: Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ответ: Жук
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Ответ: Муравьи
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает?
Ответ: Муха
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ: Бабочка
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ: Кузнечик
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза
Ребенок, отгадавший загадку, называет и выставляет на фланелеграф картинку с насекомым – отгадкой.
2. Основная часть
Педагог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
Дети: О насекомых.
Педагог: Ребята, мы с вами поиграем в игру «Летает или ползает?» Разделитесь на две команды по четыре человека. Каждой команде раздается раздаточный материал: картинки с теми же насекомыми.
Ребята, у вас на столах по два листочка. Давайте внимательно подумаем, какие насекомые летают, а какие только ползают или прыгают. А затем разложим картинки с летающими насекомыми на правый лист, а с ползающими - на левый лист.
Команды по очереди объясняют свой выбор.
После этого дети садятся на свои стулья.
Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про насекомых. И нам поможет вот такая схема.
На примере одного насекомого педагог составляет рассказ по схеме.
Схема: Пчела – это насекомое. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Все тело покрыто многочисленными волосками. У пчелы есть крылья и 6 ног. На голове: глаза, усики и хоботок. Пчела не произносит звуки. Но когда она летит, мы слышим жжжжужание: «Ж – Ж – Ж». Питается пчела нектаром с цветов. Пчелы живут семьями. Дикие пчелы строят гнезда – соты в дуплах деревьев. А пчелы, которых разводит человек для получения меда, живут в ульях. Пчела – самка откладывает яйца. Зимуют пчелы в своих домиках. На зиму они делают запасы пищи: мед, нектар. Пчелы очень полезны. Врачи используют пчелиный яд для лечения больных. Пчелы нужны для опыления растений
После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят
дополнения в рассказ.
Педагог: Игра «Кто лишний?» (развитие зрительного восприятия и мышления)
детям предлагается ряд картинок:
и выбрать лишнее насекомое из этого ряда, объяснить свой выбор.
Педагог предлагает детям игру «Один – много». Педагог называет насекомое в единственном числе, при этом кидает мяч ребенку. Ребенок называет насекомое во множественном числе и возвращает мяч логопеду.
3. Заключительная часть
Проводится короткая беседа о том, что дети делали на занятии (рефлексия).
Поощрение за активность на занятии : раскраски (для развития мелкой моторики рук).