Айсылу Минниахметова
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколова-Микитова)
Цель:
Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.
Основные задачи:
Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа И, Соколова-Микитова „Клесты“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».
Методические приемы:
Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико-грамматические упражнения.
Оборудование:
Графические схемы, картинный материал «Клесты».
Предварительная работа:
Чтение рассказов о зимующих птицах;
Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты»;
Знакомство с творчеством писателя;
Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»;
Дидактические игры по теме «Зимующие птицы» («Парочки», «Лото», «Четвертый лишний» «Разрезные картинки»,
Лексический материал:
Существительные: стайка, клест, самец, гнездо, птенцы самка — родители
(папа, мама) птенцов
Прилагательные: птичьи, скрыты
Глаголы: развлекать, теребить — трясти, перебирать; добывать — находить
Наречия : быстро, заботливо, трудно.
Ход занятия.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес.
Сюрпризный момент: “Гнездо”
Воспитатель: Посмотрите, на елке свито гнездо, а в гнезде лежат остатки скорлупы, вылупившихся птенцов. Как вы думаете, чье оно?
Дети: Это гнездо вороны.
Воспитатель: Возможно, это гнездо вороны. Может и какой-нибудь другой птицы.
Давайте подумаем, зачем птицам гнездо?
Дети: Птицам нужно гнездо, чтобы высиживать птенцов.
Воспитатель: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?
Дети: Птицы высиживают гнездо весной.
Воспитатель: Да, верно. Но ведь у нас сейчас зима.
Кто помнит, какая птица высиживает птенцов только зимой?
Дети: Это клест.
Подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания.
Педагог выставляет картинку клеста
- Клест зимует у нас, это какая птица? (Клест - зимующая птица.)
- Какие перья у клеста? (Перья у клеста бордового цвета.)
- На что похож его клюв? (Клюв похож на изогнутые клещи, на крестик, Он очень мощный, а его надклювье и подклювье скрещены, по бокам выступают острые концы)
- Для чего клестам такой клюв? (Чтобы питаться семенами хвойных деревьев.)
С помощью своего клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достает семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.
- Клест – это удивительная птица! Клеста всегда легко узнать по его клюву.
А еще клест - птица самая закаленная! Потому что никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов). Для кладки самка ищет место среди густых ветвей ели. Пушистая крона, припорошенная снегом, надежно укрывает ее и молодняк от пронизывающих холодных ветров.
У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи?
Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веткам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!
Физкультминутка.
Я предлагаю вам поиграть в игру «В поход».
Чтение адаптированного рассказа «Клесты». Развитие слуховой памяти, речевого слуха.
- Иван Сергеевич Соколов-Микитов написал про клесты замечательный рассказ. Я сейчас вам его прочитаю. Послушайте. «Клесты».
Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.
Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.
- Чем не похожи на других птиц клесты?
Дети: Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.
- Чем питаются клесты?
Дети: Клесты питаются семенами еловых шишек
- Как клесты добывают семена?
Дети: Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.
- Какие зимние гнезда у клестов?
Дети: У клестов гнезда теплые и глубокие.
- Где скрыты гнезда?
Дети: Гнезда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.
- Как самки высиживают своих птенцов?
Дети: Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд.
- Что делает самец?
Дети: Самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.
Дидактическая игра «Скажи по-другому». Формирование навыка подбора и употребления синонимов.
В рассказе встречаются трудные слова. Подумайте, что они обозначают, как можно сказать по-другому?
Теребят - трясут, ковыряют, шелушат.
Скрыты — спрятаны, не видны, закрыты чем-либо.
Добывать — доставать, находить.
Самка-
Самец-
Динамическая пауза. Игра с мячом «Посчитаем». Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительным.
дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц: «Первый клест, второй клест …»
Игра «Закончи предложение».
Тишину нарушают….
Стайка пролетела….
Быстро и ловко теребят….
Клесты вьют….
Гнёзда трудно увидеть….
Самки высиживают….
Самец заботливо кормит….
Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ. Развитие долговременной памяти, связной речи.
Составление графического плана рассказа. Обучение выстраиванию графической мнемодорожки. (Парами или по цепочке)
- Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.
- Кто попробует пересказать рассказ с наглядной опорой в виде мнемодорожек?
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?
- Чем необычны клесты?