Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты» в подготовительной группе

Айсылу Минниахметова
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты» в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколова-Микитова)

Цель:

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

Основные задачи:

Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.

Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа И, Соколова-Микитова „Клесты“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».

Методические приемы:

Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико-грамматические упражнения.

Оборудование:

Графические схемы, картинный материал «Клесты».

Предварительная работа:

Чтение рассказов о зимующих птицах;

Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты»;

Знакомство с творчеством писателя;

Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»;

Дидактические игры по теме «Зимующие птицы» («Парочки», «Лото», «Четвертый лишний» «Разрезные картинки»,

Лексический материал:

Существительные: стайка, клест, самец, гнездо, птенцы самка — родители

(папа, мама) птенцов

Прилагательные: птичьи, скрыты

Глаголы: развлекать, теребить — трясти, перебирать; добывать — находить

Наречия : быстро, заботливо, трудно.

Ход занятия.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес.

Сюрпризный момент: “Гнездо”

Воспитатель: Посмотрите, на елке свито гнездо, а в гнезде лежат остатки скорлупы, вылупившихся птенцов. Как вы думаете, чье оно?

Дети: Это гнездо вороны.

Воспитатель: Возможно, это гнездо вороны. Может и какой-нибудь другой птицы.

Давайте подумаем, зачем птицам гнездо?

Дети: Птицам нужно гнездо, чтобы высиживать птенцов.

Воспитатель: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?

Дети: Птицы высиживают гнездо весной.

Воспитатель: Да, верно. Но ведь у нас сейчас зима.

Кто помнит, какая птица высиживает птенцов только зимой?

Дети: Это клест.

Подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания.

Педагог выставляет картинку клеста

- Клест зимует у нас, это какая птица? (Клест - зимующая птица.)

- Какие перья у клеста? (Перья у клеста бордового цвета.)

- На что похож его клюв? (Клюв похож на изогнутые клещи, на крестик, Он очень мощный, а его надклювье и подклювье скрещены, по бокам выступают острые концы)

- Для чего клестам такой клюв? (Чтобы питаться семенами хвойных деревьев.)

С помощью своего клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достает семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.

- Клест – это удивительная птица! Клеста всегда легко узнать по его клюву.

А еще клест - птица самая закаленная! Потому что никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов). Для кладки самка ищет место среди густых ветвей ели. Пушистая крона, припорошенная снегом, надежно укрывает ее и молодняк от пронизывающих холодных ветров.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи?

Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веткам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Физкультминутка.

Я предлагаю вам поиграть в игру «В поход».

Чтение адаптированного рассказа «Клесты». Развитие слуховой памяти, речевого слуха.

- Иван Сергеевич Соколов-Микитов написал про клесты замечательный рассказ. Я сейчас вам его прочитаю. Послушайте. «Клесты».

Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнезда зимою и выводят в них птенцов. Гнезда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд. Зато самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.

Беседа по содержанию рассказа. Развитие диалогической речи.

- Чем не похожи на других птиц клесты?

Дети: Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.

- Чем питаются клесты?

Дети: Клесты питаются семенами еловых шишек

- Как клесты добывают семена?

Дети: Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.

- Какие зимние гнезда у клестов?

Дети: У клестов гнезда теплые и глубокие.

- Где скрыты гнезда?

Дети: Гнезда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев.

- Как самки высиживают своих птенцов?

Дети: Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнезд.

- Что делает самец?

Дети: Самец кормит заботливо самочку, поет ей веселую песенку.

Дидактическая игра «Скажи по-другому». Формирование навыка подбора и употребления синонимов.

В рассказе встречаются трудные слова. Подумайте, что они обозначают, как можно сказать по-другому?

Теребят - трясут, ковыряют, шелушат.

Скрыты — спрятаны, не видны, закрыты чем-либо.

Добывать — доставать, находить.

Самка-

Самец-

Динамическая пауза. Игра с мячом «Посчитаем». Закрепление навыка согласования порядковых числительных с существительным.

дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц: «Первый клест, второй клест …»

Игра «Закончи предложение».

Тишину нарушают….

Стайка пролетела….

Быстро и ловко теребят….

Клесты вьют….

Гнёзда трудно увидеть….

Самки высиживают….

Самец заботливо кормит….

Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ. Развитие долговременной памяти, связной речи.

Составление графического плана рассказа. Обучение выстраиванию графической мнемодорожки. (Парами или по цепочке)

- Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.

- Кто попробует пересказать рассказ с наглядной опорой в виде мнемодорожек?

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?

- Чем необычны клесты?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотехники. Пересказ рассказа «Четыре желания» КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (с использованием мнемотехники) Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Лисята» Е. Чарушина в старшей группе .

Конспект занятия «Пересказ отрывка рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ отрывка рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Конспект занятия по развитию речи в подготовительно группе: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Цели: образовательная: -совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно пересказывать рассказ Е. Чарушина «Лисята» Задачи: • закреплять умения последовательно пересказывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем «Пересказ рассказа «Купание медвежат» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использование графических схем. Синица О. Н. Тема: Пересказ рассказа "Купание медвежат".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Написала: Понурина Елена Возраст: подготовительная к школе группа Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область:.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осень» Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование активного зрительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 19:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД