Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осень»

НИНА ОСЬКИНА
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осень»

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы

Задачи:

1. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

2. Развитие фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы.

3. Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средства языка.

4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Методические приемы:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа И, Соколова-Микитова „Осень“» размещена в разделах

Моделирование; составление целого из частей (синтез); чтение; беседа; рассматривание предметных картинок; лексико – грамматические упражнения; выстраивание графической мнемодорожки; прослушивание музыкального произведения.

Оборудование:

Графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (подосиновики, сыроежки, грузди, рыжики, клюква, гроздья рябины); фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»)

Предварительная работа:

-чтение рассказов про осень И. Соколова-Микитова;

-знакомство с творчеством писателя;

-отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»;

-разучивание пословиц об осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Ребята, присаживайтесь и давайте послушаем красивую музыку.

-Какая по характеру данная музыка?

-На какое время года,на ваш взгляд, она похожа?

Молодцы, ребята. Правильно, сегодня наше занятие посвящено времени года – осени.

Воспитатель: Осень – волшебная пора, она принесла нам много разных даров. Ребята, послушайте цепочку слов, из этой цепочки выделите «лишнее» слово, отвечать нужно развернутым предложением, используя слово потому что. Дидактическая игра «Что лишнее?»

-Мухомор, подберезовик, лисичка, опенок.

-Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик.

-Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

-Яблоко, груша, мандарин, морковь, апельсин.

-Картофель, капуста, арбуз, кабачок, лук.

2. Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель: Ребята, осень - загадочное время года, а вы любите отгадывать загадки?

Слушайте, внимательно, вы отгадаете загадки и нужно найти на столе рисунок - схему к данной отгадке.

1. Приходит по луже, уходит по стуже. (Осень)

2. По небу плывут, дождик несут. (Облака)

3. Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова!» (Паутина)

4. Кто шляпу на ногу одевает? (Гриб)

5. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

Воспитатель: Молодцы!

3. Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, а теперь, внимательно послушайте отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень», а весь рассказ мы прочитаем вечером.

4. Беседа по содержанию рассказа.

-Какое время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень)

-По какому небу плывут облака? (По высокому небу плывут облака)

-Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина)

-Какие грибы растут по опушкам лесов? ( По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)

-Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква)

-Какая ягода краснеет на лесных полянах? (на лесных полянах краснеют гроздья рябины)

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на улице красивый листопад.

Мы листики осенние

(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветвях мы сидим.

Дунул ветер – полетели (руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (Плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, закружились, полетели

И на землю снова сели (Дети садятся на места)

5. Лексико-грамматические упражнения.

а) упражнение «Подбери признак»

Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть слова, а вы к этим словам подберете признаки.

-Осень (какая) - (Золотая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дождливая, серая).

-А в рассказе какая осень? (Золотая)

-Небо (какое) – (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное)

-А в рассказе небо какое? (Прозрачное, высокое)

-Лето (какое)(Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое)

-А в рассказе какое лето? (Знойное)

Воспитатель: Молодцы, ребята.

б) Упражнение «Почему?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у меня разных картинок.

Я сейчас выставлю на фланелеграф картинки с изображением ягод и грибов, а вы ответите, почему их так назвал автор в данном произведении?

-Красноголовый подосиновик. Почему его так называют? (Потому что шляпка гриба красного цвета.)

-Зеленоватые и розовые сыроежки. Почему? (Потому что эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые, зеленые.)

-Скользкие грузди (Грибы большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)

-Душистые рыжики (Грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом.)

-Румяная клюква (Ягода красная, алая, как щеки на морозе.)

-Гроздья рябины (Много ягод на одной веточке.)

Воспитатель: Ребята, молодцы. Осень нами будет очень довольна, все про это время года мы знаем. А теперь сядьте правильно, послушаем еще раз рассказ об осени.

6. Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, давайте перескажем рассказ, при этом будем находить схемы, картинки к данному рассказу, расположенные на столе.

(по цепочке - по три человека)

7. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как сегодня вам наше занятие?

Что вам понравилось?

Как назывался рассказ?

Кто написал этот рассказ?

О каком времени года мы вели разговор?

Что хотели бы вы пожелать нашим гостям?

Воспитатель: Ребята, молодцы. Волшебница Осень передала вам свои дары.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла» .

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»» Любовь Тулупова Тема:" Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»". Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с писателем М.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого» Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого. Воспитатель МКДОУ№18 г. Сегежа, Республика.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа «Мать -и -мачеха»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Пересказ рассказа «Мать -и -мачеха» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕМА: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА А. ОНЕГОВА «МАТЬ – И – МАЧЕХА».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить детей связно, выразительно.

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину» Возрастная группа: 4 – 5 лет (средняя группа) Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием ИКТ и графических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Осень»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 21:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД