Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»

Ирина Сергеевна Панова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»

Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»

Задачи:

1. Формирование зрительного и слухового контроля над составлением пересказа;

2. Формирование зрительного и слухового контроля над последовательностью и полнотой передачи содержания;

3. Развитие фразовой речи;

4. Обогащение словаря по теме «Осень. Ягоды. Грибы».

Методы и приёмы: Чтение, беседа, рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание графической мнемодорожки.

Оборудование: Графические схемы, иллюстрации картинки с изображением грибов и ягод.

Предварительная работа: Чтение рассказов про осень, отгадывание загадок по темам «Осень», «Ягоды», «Грибы»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить детям поиграть в дидактическую игру «Назови лишнее»

Цель: Употребление в речи сложноподчинённых предложений, развитие слухового внимания, мышления.

Воспитатель произносит цепочки слов, дети должны выделить из каждой «лишнее» слово, при этом объясняя, почему оно не подходит к заданной группе слов. Отвечать нужно развёрнутым предложением, используя союз «потому что»

1. Мухомор, опёнок, подберёзовик, волнушка;

2. Лисичка, подосиновик, поганка, сыроежка;

3. Брусника, малина, клюква, вороний глаз.

[2. Выстраивание графического плана рассказа. Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель загадывает детям загадки и предлагает найти схематические изображения – отгадки.

1. Загадка: Приходит она по луже, а уходит по стуже.

Отгадка: Осень. Схематическое изображение листа

2. Загадка: По небу медленно плывут, в себе дождик несут.

Отгадка: Облака. Схематическое изображение облака и стрелки - движение облаков

3. Загадка: Муха вскрикнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала словно в сети, моя пропала голова!

Отгадка: Паутина. Схематическое изображение паутины

4. Загадка: Кто на ногу шляпку надевает?

Отгадка: Гриб. Схематическое изображение гриба и грибов на пне.

5. Загадка: Была зелёной маленькой, потом стала аленькой.

Отгадка: Ягода. Схематическое изображение грозди ягод.

3. Выразительное чтение рассказа.

Воспитатель выразительно читает текст рассказа И. Соколова-Микитова «Осень»

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябин. Чист и прозрачен воздух!

ФИЗМИНУТКА

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Беседа по вопросам.

Дети отвечают на вопросы воспитателя развёрнутыми предложениями в соответствии с текстом.

Воспитатель: Какое время года наступает после знойного лета?

Дети: После знойного лета наступает золотая осень.

Воспитатель: По какому небу бегут облака?

Дети: По высокому небу бегут облака.

Воспитатель: Что летает над землёй в погожие, теплые дни?

Дети: В погожие тёплые дни над землёй летает липкая паутина.

Воспитатель: Какие грибы растут по опушкам лесов?

Дети: По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.

Воспитатель: Что рассыпано по кочкам в болотах?

Дети: В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.

Воспитатель: Какая ягода краснеет на полянах?

Дети: На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

5. Повтор чтения рассказа.

6. Пересказ рассказа детьми с использованием графических схем.

7. Рефлексия

Чем вам понравилось занятие?

Что нового и интересного для вас было сегодня на занятии?

Всё ли получилось у вас на занятии?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов» Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе Тема: «Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов». Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.

Конспект ООД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Чтение рассказа «Четыре желания» К. Д. УшинскогоКонспект ООД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Чтение рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла» .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 16:51
+191Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о заключительном этапе проекта «Хлеб всему голова»
Хлеб всему голова! Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб...
Фотогазета «Пушистые воспитатели»
ФОТОГАЗЕТА «ПУШИСТЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ» Актуальность: На нашей планете обитает около одного миллиарда домашних собак и кошек. Часто между человеком и...
Здоровье ребёнка в наших руках!
Здоровье ребёнка в наших руках! В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его...
Лэпбук «ПДД для детей»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Спешу поделиться очередным наработанным материалом. В сентябре проходит месячник безопасности, включающий в...
Использование народных подвижных игр, с целью развития физических качеств.
Подвижная игра Использование народных подвижных игр, с целью развития физических качеств. Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка,...