Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек»

Марина Михалева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Солнышко»

на тему: «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек, песенок и загадок».

Задачи:

– Уточнить и закрепить представление о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц;

– Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Малые фольклорные формы, Придумывание потешек“» размещена в разделах

Оборудование: книги «Потешки, песенки, загадки», детские игрушки, кукла в русском народном костюме, игрушка лошадка, игрушка Петрушка, шапка с бубенцами, музыка к песне «Как на тоненький ледок», проектор, иллюстрации к потешкам, песенкам, загадкам, пословицам.

Ход занятия:

Воспитатель: – Дети, как называется дом из бревен?

Дети: – Русская изба.

Воспитатель: – Кто жил раньше в ней?

Дети: – Простые русские люди.

Воспитатель:

– Давным-давно простые русские люди, не умевшие ни читать, ни писать, сочиняли песни, сказки, потешки, слогали пословицы и придумывали загадки. Передавали их от родителей своим детям. Так они и дошли до нас. А мы их называем – ФОЛЬКЛОР.

– Мамы пели КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, убаюкивая своих малышей.

Девочка 1 исполняет колыбельную песню для своей куклы:

Баю-баюшки-баю,

Живет мельник на краю:

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все на лавочке сидят,

Кашу масляну едят,

Каша масляная,

Ложка крашеная,

Ложка гнется, рот смеется,

Душа радуется!

– А теперь давайте попробуем сами сочинить колыбельную песенку! Обращайте внимание на смысл слов, предложенных мной и картинки. Я начинаю, а вы – продолжаете, чтобы было складно. Песенка должна получиться ласковая.

Ой, баиньки-баиньки –

Купим Соне (валенки,

А еще (сапожки) –

Бегать по (дорожке).

(Туфельки) на ножки

Прыгать по (дорожке).

А для дома – (тапочки) –

Все для дочки – лапочки.

Воспитатель:

– А чтобы вам, когда были маленькими, было интереснее играть, кушать, умываться, одеваться мамы пели ПОТЕШКИ про людей, животных, еду, воду, одежду, предметы быта.

Девочка 2 исполнит потешку «Ванечка»:

Ах, ты, Ваня – Ванечка,

В руках балалаечка,

Рубашка пестрая,

А лошадка безхвостая,

Купил за пятак,

Отдает за так.

– О ком она? Какой Ваня в потешке?

Девочка 3 исполнит потешку «Ехал дед»:

Ехал дед из гостей

На кобыле своей.

На корове – бабка

С гусем в охапку.

Сели детки на телят,

Сели детки на козлят –

Тоже в гости хотят.

– Чем понравилась потешка?

Девочка 4 исполнит потешку «Игла»:

Шей, иголка, не ленись,

Шей, иголка, не колись.

Тяни, тяни ниточку,

Чини, чини дырочку.

Дырочку на варежке

У маленькой Варечке.

– Чтобы маленькая девочка Варя немного посидела, мама развлекает ее потешкой, вызывая интерес к шитью.

Воспитатель:

У каждой семьи был огород, на котором делали грядки и что-нибудь сажали. Сажали не только овощи, но и цветы. Использовали в работе садовые инструменты: лопаты, грабли, лейки. Детишек приучали к труду, придумывая потешки. И мы давайте придумаем потешку – игру «Доскажи и покажи!».

Картинки заменяем словами, добавляя движения (физминутка):

Не ленись, моя (ЛОПАТКА, (копаем землю)

Будет вскопанная (ГРЯДКА).

Грядку (ГРАБЛЯМИ) пригладим, (рыхлим)

Все комочки (РАЗОБЬЕМ, (разбиваем)

А потом (ЦВЕТЫ ПОСАДИМ, (бросаем семена)

А потом (ВОДОЙ ПОЛЬЕМ). (поливаем)

Лейка, лейка! (ЛЕЙ, ЛЕЙ)

Грядка, грядка! (ПЕЙ, ПЕЙ) (показываем руками на грядку)

– Получилась ПОТЕШКА!

Воспитатель:

– Давайте, дети, вспомним мультфильм «Большой друг» о том, как девочка подружилась с бегемотом, который уверял ее, что он самый большой ее друг.

– Кого называют большим другом?

– Как о таком друге можно сказать? (ВЕРНЫЙ, НАСТОЯЩИЙ, БЛИЗКИЙ).

– О верных неразлучных друзьях есть пословица «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». Как вы ее понимаете? (НИЧЕМ ДРУЗЕЙ НЕ РАЗЛУЧИТЬ, НИЧТО ИХ ДРУЖБЕ НЕ ПОМЕШАЕТ).

– Когда люди живут мирно, в согласии, то и любое дело у них получается хорошо, ладится. Есть такая пословица «Где лад, там и клад». По-другому можно сказать об этом так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? (Ответы детей).

– Наши дети тоже знают народные ПОСЛОВИЦЫ.

1. «Трусливому зайке и пенек – волк».

- Объясните смысл пословицы. Повторите!

2. «Любишь кататься, люби и саночки возить».

-Объясните, чему учит пословица. Повторите!

3. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

– В чем смысл пословицы? Повторите!

Воспитатель:

– В каждой пословице заложен смысл события, которое происходило с людьми, а мудрые люди наблюдали и выражали это словами. – А теперь попробуйте самостоятельно закончить ПОСЛОВИЦЫ:

1. Маленькое дело лучше большого (БЕЗДЕЛЬЯ).

2. Труд человека кормит, а лень (ПОРТИТ).

3. Кончил дело – гуляй (СМЕЛО).

4. Чтобы рыбку съесть, надо (В ВОДУ ЛЕЗТЬ).

Воспитатель:

– Давайте поиграем в «Скажи по-другому»! То есть вы подбираете слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу.

1. «Водой не разольешь» (дружные,

2. «Бросать слова на ветер» (не держать слово,

3. «Играть в кошки – мышки» (хитрить, вести себя нечестно,

4. «Как гром среди ясного неба» (неожиданное событие,

5. «Дрожит как осиновый лист» (зуб на зуб не попадает от мороза, дрожит от страха). Листья осины приходят в движение от слабого ветерка.

– Когда вам, дети, встречаются интересные выражения, старайтесь задумываться, почему так говорят.

Воспитатель:

– Ну, и конечно, все мы любим ЗАГАДКИ!

Загадывают дети:

1. Я умею чисто мыться –

Не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком! (КОТ.)

2. Беленькие перышки,

Красивый гребешок,

Кто это на колышке? (ПЕТЯ – ПЕТУШОК).

3. Идет, бредет, бородой трясет.

Деток просит: «Ме-е-е.

Дайте вкусной травки мне!» (КОЗЛИК)

Воспитатель:

– А теперь, глядя на картинку на экране (ИЗБА, давайте придумаем сами ЗАГАДКУ:

1. Бревно на БРЕВНО, 2. Стоит ЖИЛИЩЕ,

ОКОН много, Деревянные БОЧИЩА.

КРЫЛЬЦО одно. Внутри – ПЕЧЬ, в печи – ДРОВА,

Это русская ИЗБА.

ИТОГ:

– Дети, о каких видах русского народного ФОЛЬКЛОРА мы сегодня говорили?

– Для чего нужны колыбельные песни, потешки, пословицы, загадки?

– Какое время года скоро наступит?

– И придет к нам Масленица – русский народный праздник, на котором будет наш народ петь и плясать. Давайте и мы закончим наше занятие шуточной песней «КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК» (инсценировка: Мальчик и две девочки). Приглашают всех подпевать и танцевать!

– А вот и Петрушка принес всем угощение! (леденцы-петушки).

Воспитатель Михалева М. Л.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект занятия по развитию речи «Дед Мороз у нас в гостях» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Дед Мороз у нас в гостях». В подготовительной группе. Цель: Обогащать и активизировать речь детей.

Конспект занятия по развитию речи «Новый год» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Новый год» В подготовительной группе. Цель: Формирование навыков связной речи, обобщение и систематизация.

Конспект занятия по развитию речи «Обувь» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Обувь». В подготовительной группе. Цель: - Расширять и активизировать словарь по теме. - Учить.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Конспект занятия по развитию речи «Творчество С. А. Есенина» в подготовительной группеКонспект занятия по развитию речи «Творчество С. А. Есенина» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Творчество С. А. Есенина». В подготовительной группе. Цель: ознакомление дошкольников с поэтическим.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В мире насекомых» Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире насекомых» Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, продолжать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи «Электроприборы» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Электроприборы». В подготовительной группе. Цель: Расширение и уточнение словаря по теме «Электроприборы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 15:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Малые фольклорные формы. Придумывание потешек»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Михалева (УИ 485156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД