Людмила Белоусова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Собака со щенятами».
Задачи: Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе, Рассказывание по картине „Собака со щенятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Собака со щенятами. Составление рассказа по картине
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание альбома «Мои питомцы», разгадывание загадок, разучивание физкультминутки «Щенок», чтение художественной литературы С. Михалкова "Я сегодня сбилась с ног. "
Материалы и оборудование: Сюжетная картина «Собака со щенятами».
Предполагаемый результат: знает и называет основные части тела собаки, характерные особенности; имеет представления о жизни животного; умеет составлять рассказ о собаке, употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа.
Дальнейшая работа: закрепить умение составлять по образцу рассказ о собаке, выделять характерные особенности.
Вводная часть. Организационный момент. Проблемная ситуация или мотивация.
Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.
По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.
В. : - Ребята, давайте с вами рассмотрим картину и придумаем к ней название.
При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали, придумывают название картины.
Основная часть. Открытие детьми новых знаний. Самостоятельное применение нового на практике.
Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина. Предполагаемые ответы детей: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т. п.
Педагог одобряет названия детей к картине. Затем дает свое название: «Собака со щенятами». Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами. Дети рассматривают картину, называют характерные особенности собаки (щенят). Составляют предложения и совместный рассказ.
В. : - Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенках и, наконец, описать сам двор. Воспитатель предлагает детям составить рассказ при помощи мнемотаблице. В ней могут быть такие пункты:
Название животного. В первом квадрате мнемотаблицы изображён знак вопроса, что означает — нужно назвать животное.
Цвет. Второй квадрат обозначает, что нужно рассказать, какого цвета животное.
Части тела. Копыта, хвост и рога на схеме означают, что нужно назвать части тела.
Чем покрыто тело. Следующая картинка обозначает, что нужно рассказать, чем покрыто тело животного.
Голос. Следующий квадрат показывает, что нужно описать, какой голос у животного.
Питание. Следующая картинка обозначает, что нужно назвать, чем питается животное.
Жилище. На следующей картинке нужно рассказать, как называется жилище животного, в котором оно живёт.
Детёныш. Посмотрев на эту картинку, нужно будет рассказать, как зовут детёныша животного.
Польза. Последний квадрат обозначает, что нужно описать, какую пользу приносит животное людям.
В. : - Итак, внимание на собаку.
Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т. п.
В. : - А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.).
Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов.
В. : - Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе». Дети выслушивают рассказ педагога, затем рассказ ребенка (по желанию).
Воспитатель предлагает послушать стихотворение С Михалкова "Я сегодня сбилась с ног. "
Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой.
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
Воспитатель предлагает поиграть.
Физкультминутка «Щенок» Дети выполняют движения в соответствии с текстом физкультминутки.
Бегал по двору щенок, (бег на месте)
Видит пирога кусок. (наклоны вперёд, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны,голову на бок)
Заключительная часть. Систематизация знаний. Рефлексия.
Воспитатель подводит итог занятия: обобщение полученного ребенком опыта. Организует условия для анализа детьми собственного участия в занятии с помощью вопросов: «Чем занимались?», «Что понравилось?», «За что можно себя похвалить?», «С чем у вас были трудности?», «Что было очень легко?», «Вам понравилось наше занятие?»
Дети рассказывают о том, что они делали.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Рассказывают о трудностях в процессе работы.
Приобретают элементарные навыки самоконтроля, самооценки.