Людмила Николаевна Назаренко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Эти забавные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Эти забавные животные
Программные задачи: Формировать родовые и видовые понятия. Обогащать словарь за счёт называния животных, действий совершаемых ими, особенностей поведения. Активизировать новые слова в речи воспитанников, уточнять их использование, развивать связную речь, умение отвечать правильно и полно на поставленный вопрос, следить за грамматической правильностью речи. Совершенствовать познавательную сторону жизни дошкольников, вызвать интерес к жизни лесных обитателей, воспитывать чувство любви и бережное отношение к ним.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Эти забавные животные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Методы и приё мы: беседа, игровой момент, художественное слово.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин, чтение стихов, сказок, рисование животных, рассматривание игрушек.
Ход занятия : Звонит телефон. Воспитатель берё т трубку: «Здравствуйте, я вас слушаю. Я думаю, наши дети будут рады. До свидания».
- Ребята, нам предложили сняться в передаче «Эти забавные животные» : съёмка этой передачи будет проходить сегодня в лесу, и я приглашаю вас в этот замечательный лес:
Здравствуй лес,
Дремучий лес
Полный сказочных чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, весь в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь
Мы свои!
Сегодня мы поговорим о животных леса, о том, как они приспосабливаются к окружающей среде. За правильные ответы я буду давать фишки. Тот участник игры, который наберёт большее количество фишек, в конце передачи будет награждён орденом знатока природы.
- Давайте пройдём по тропинке и поищем следы зверей. Как вы думаете, звери только на земле оставляют следы?
- Вы догадались, кто оставил следы своих зубов на этом дереве? Скажи Катя?
Катя: Это заяц грыз кору дерева.
Воспитатель: Правильно Катя, это заяц. Как можно назвать такого зайца, Алёша?
Алё ша: Заяц – грызун.
Воспитатель: Какими ещё словами можно охарактеризовать зайца?
Ответы воспитанников: длинноухий, длинноногий, трусливый, быстрый и т. д.
Воспитатель: Ваши ответы правильны. Получите фишки за правильные ответы. Прежде чем я вам задам следующий вопрос послушайте стихотворение:
Прибежали на полянку
Два зайчонка спозаранку
А поляна вот те на – зелена!
Где вчера и свеж, и бел
Как капуста снег хрустел
Там сегодня чуть жива
К небу тянется трава
Покосились тут с испугу
Два зайчонка друг на друга
И скорей бежать назад
В лес густой менять наряд:
Ведь неприметная шубка
В заячьей жизни не шутка!
Воспитатель: А теперь скажите, почему так важна в заячьей жизни неприметная шубка?
Марина: Заяц так спасается от своих врагов. В белой шубке он незаметен на снегу зимой, а серая шубка выручает его летом.
Воспитатель: Правильно Марина. Уж очень много у зайцев врагов. Плохо пришлось бы зайцам, если бы они не меняли свой наряд. Скажите, а действительно ли так труслив заяц?
Галя: Он быстрый и хитрый, умеет запутывать следы.
Воспитатель: Зайцев мы вспоминаем часто – эти звери у нас с языка не сходят: труслив как заяц, заячья душонка, улепётывает как заяц и т. д.
Но заяц не так труслив, как кажется, просто он очень осторожный и быстрый. Встреча с ним всегда скоротечна. Уж очень хитрый он, быстрый и чуткий, да и ноги длинные: чуть – что наутёк только его и видели. А если гнаться сразу за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. Безнадёжное дело. А применительно к человеку это означает не стоит браться сразу за несколько дел, толку будет мало. Сделал одно – начинай другое.
А сейчас я загадаю вам музыкальную загадку. Вы знаете, что музыка передаёт какие-то настроения, она может похоже изобразить характер человека, например злюки или плаксы. Музыка может передать и образы животных, их повадки. Слушайте внимательно.
Звучит музыка.
Воспитатель: О ком загадка?
Воспитанники: Это загадка о медведе.
Воспитатель: Как вы догадались? Какой медведь?
Воспитанники: Медведь большой, тяжёлый, неуклюжий, неповоротливый.
Воспитатель: Да медведь большой, тяжёлый и музыка, изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо. В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да пожалуй, немного глуповатый – обмануть простака ничего не стоит. Как вы думаете, так ли неуклюж медведь?
Алё ша: Медведь быстрый и очень сильный.
Катя: Он умеет плавать и быстро бегать.
Воспитатель: Да на вид он действительно нескладный, добродушный, да и соня к тому же. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый и очень сильный зверь. Когда крадётся за добычей, ни одна веточка не хрустнет под тяжёлыми лапами. А убегает он от кого-нибудь, не догнать. Скажите, чем любит полакомиться медведь?
Соня: Медведь ест лягушек и рыбу.
Марина: Ещё медведь любит лесные ягоды и фрукты, выкапывает жучков и личинки.
Дима: Медведь любит полакомиться мёдом.
Воспитатель: А как называю медведя, который зимой не спит?
Рома: Если медведь не накопит осенью достаточно жира, он не ляжет в берлогу спать. Всю зиму ходит злой и голодный. Такого медведя называют шатуном.
Воспитатель: Каких медведей зовут пестунами?
Таня: Медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами, они помогают маме следить за малышами. Вот и называют пестунами.
Воспитатель: Слышали ли вы такое выражение: медвежий угол? Так говорят о глухих, безлюдных местах. А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Посмотрите, кто сидит в этой клетке?
Воспитанники: Это кролик.
Воспитатель: Возле клетки я положу на пол, морковку и капусту, поставлю зеркало и картину «Зайцы». Как вы думаете, что будет делать кролик, когда я выпущу его из клетки? Предлагаю варианты ответов:
1. Кролик подойдёт к морковке и станет её грызть.
2. Он подойдёт к картине, узнав своих родственников.
3. Кролик подойдёт к зеркалу.
Воспитатель: С каким ещё зверем мы встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?
Воспитанники: это белка.
Воспитатель: А известно ли вам выражение: «вертеться как белка как в колесе». Дело в том, что белка не может жить без движения. Поэтому, если уж белку держат в неволе, то обязательно в специальной клетке с колесом. И белка целыми днями его крутит. Выражение это означает: находиться в беспрестанных хлопотах, заботах, суетится. Наверное, эта поговорка относится, прежде всего, к вашим мамам, которые и в самом деле похожи на постоянно хлопочущих белок. Какими словами можно охарактеризовать белку?
Воспитанники: быстрая, проворная, шустрая, пушистая и т. д.
Воспитатель: Где живёт белка? В логове, берлоге или норе?
Галя: Иногда белки живут в дуплах, но обычно они плетут из тонких веток прочные и тёплые гнёзда.
Воспитатель: Чем питаются белки?
Воспитанники: Белки едят орехи, жёлуди, шишки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Какую шубку носит белка зимой, а какую летом?
Воспитанники: Летом белка носит лёгкую шубку, а зимой серую, густую и
тёплую.
Воспитатель вручает фишки за правильные ответы. Самый активный участник награждается орденом знатока природы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если кролика отпустить в лес, сможет он приспособиться к окружающей среде.
Воспитанники: Нет, потому что он привык к тому, что человек ухаживает за ним: поит, кормит, лечит. В лесу он погибнет.
Воспитатель: Да, действительно, домашние животные, оставшиеся без присмотра, или находят своего хозяина или погибают. Так же и дикие животные не могут жить в неволе.
Люди нередко стараются приручить диких животных. Но, принося зверька из леса, в квартиру они только губят его. Плохо животным в доме, если их даже вдоволь кормят и поят, домашний уют никогда им не заменит траву, землю, деревья.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте люди
Не обижайте зря
Ведь небо без птиц, не небо
И море без рыб, не море
И земля без зверей, не земля!
Я думаю, что очень скоро наступит время, и мы научимся понимать тех, с кем хотели бы дружить.