Надежда Курносова
Конспект занятия по развитию связной речи детей с применением приёмов мнемотехники по теме: «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила учитель-логопед Курносова Н. В.
МБДОУ Детский сад № 13 "Звёздочка", г. Королев Московская обл.
Тема: «Осень»
Цели:
1. Формирование понятия «осень»;
2. уточнение и расширение словаря по теме;
3. развитие связной речи;
4. развитие памяти, мышления, внимания, просодической стороны речи, координации движений;
5. эстетическое воспитание.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи детей с применением приёмов мнемотехники по теме: „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; картинно-графические схемы признаков осени; магнитная доска, аудиозаписи музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Осень», листы бумаги, расчерченные на клетки; простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Садится тот, кто правильно закончит предложение:
- После лета наступает…
- Осенью солнце…
- Часто небо затянуто…
- Осенью моросит мелкий….
- Часто дует холодный….
- Листья на деревьях становятся …
- С деревьев опадают…
- В садах созрели…
- Люди собирают…
- Многие птицы…
2. Беседа об осени.
Логопед предлагает детям рассмотреть репродукцию картины с изображением осени, выделить основные приметы:
«Какое время года изображено?
Это начало, середина или конец осени?
Как вы догадались, что художник изобразил именно осень?
Что значит выражение «унылая пора», «очей очарование»?
После этого предлагает выразить свои чувства: «Какое у тебя настроение, когда ты смотришь на эту картину?» (приятно-неприятно, весело-грустно).
Затем предлагается прослушать 2 фрагмента музыкальных произведений и выбрать подходящий по настроению.
3. Составление рассказа «Осень» с опорой на картинно-графическую схему.
Логопед: Давайте составим рассказ об осени. Нам помогут картинки-подсказки.
Логопед выставляет на доске по одной картинке, дети составляют фразы, логопед выбирает самое удачное высказывание, акцентирует на нём внимание детей, предлагает свои варианты.
В результате совместного обсуждения получается рассказ примерно такого содержания:
«Наступила осень. Солнце светит мало и греет слабо. Небо часто затянуто серыми тучами. Моросит холодный дождь. Земля мокрая, на дорогах лужи.
Листья на деревьях засыхают и меняют цвет: становятся жёлтыми, красными, коричневыми. Часто дует сильный ветер. Земля усыпана разноцветными осенними листьями. Люди собирают выращенный в садах и огородах урожай. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края».
4. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо (энергично обмахивают руками лицо)
Закачалось деревцо. (Поднимают руки вверх, наклоны в стороны)
Ветер дует тише, тише, (Медленно обмахивают руками лицо)
Деревце растёт всё выше (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
Ветер сильный набежал (Поднимают руки вверх, энергичные наклоны в стороны)
И все листики сорвал. (Наклоняются вперёд, опускают расслабленные руки)
5. Заучивание ст-ия А. Плещеева «Осень», составление мнемодорожки.
Логопед: Послушайте, какое ст-ие об осени я знаю (читает ст-ие А. Плещеева "Осень"):
Скучная картина.
Тучи без конца.
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Солнца и тепла!
Логопед: Что означают слова «чахлая рябина», «смотрит деревушка сереньким пятном»?
Какое настроение у этого ст-ия?
Подходит ли к нему репродукция «Золотая осень»? Почему не подходит?
Какой музыкальный отрывок подходит к этим словам?
Дети выбирают, логопед ещё раз включает аудиозапись.
Логопед: Давайте выучим это ст-ие. А чтобы быстрее его запомнить, нарисуем подсказки.
Логопед с детьми повторяет каждую строчку, обсуждает содержание картинок на мнемодорожке. Стихотворение повторяют хором, по очереди (логопед обращает внимание детей на силу голоса, выразительность).
6. Итог занятия.
Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?
Что делали на занятии?
Что понравилось?
Задание на вечер: повторить рассказ «Осень», доучить ст-ие, раскрасить подсказки к ст-ию.