«Дифференциация звуков [с] и [ш]». Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе

Анна Елизарова
«Дифференциация звуков [с] и [ш]». Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе

Тема: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Программные задачи:

• Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

• Закреплять навыки звукового анализа.

Развивать фонематический слух.

• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

Методы и приемы: игровой момент, объяснение, поощрение, вопросы, физкультминутка.

Материал: конверт с письмом и заданиями, карточки со звуками [с] и [ш], зеркала, карточки для игры «Определи место в звуке»

Дети здороваются с гостями.

- Дети, у вас хорошее настроение? Давайте настроимся на занятие.

Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

Замечательно, я думаю, что вы сегодня будете хорошо заниматься, и все у вас получится. Посмотрите, какой замечательный у меня мяч, он так и просится поиграть с вами.

Игра “Цепочка слов”. (Дети передают мяч по кругу, называя слово. Началом следующего слова служит последний звук предыдущего.Например: шум – мост – танк – каша – автобус -)

Раздается стук в дверь.

- Кажется, кто-то стучит, давайте посмотрим кто там.

Заносят письмо.

- Давайте откроем и прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишу я вам с просьбой о помощи. Мои друзья дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

Подпись-ребус КЕНЙАЗНА

- От кого же пришло это письмо? Тут есть ребус, разгадав его мы узнаем, кто прислал это письмо (ребус со словом Незнайка). Нужно разложить буквы в соответствии с последовательностью цифр на карточках и затем прочитать слово.

- Вы согласны помочь Незнайке? Тогда беремся за дело! Для начала мы с вами сделаем гимнастику для язычка и губ. Выполняется дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Упражнения для артикуляционного аппарата:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” - вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

Упражнение на активизацию мышц языка:

“Чашечка”- кончик и стороны языка подняты вверх.

“Вкусное варенье” - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” - кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

- Теперь мы с вами разберемся, что же это за звуки такие.

Сравнение [С] и [Ш]по артикуляционным и акустическим признакам:

[С] - Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный. Звук [С] - согласный, глухой.

[Ш] - Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый. Звук [Ш] - согласный, глухой.

- Теперь, чтобы закрепить эти звуки мы с вами поиграем:

1. Узнать звуки [С] и [Ш] по беззвучной артикуляции (по движению губ).

2. Определить звуки [С] и [Ш] на слух: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС, КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Мы Незнайку выручаем.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Приседаем и встаем

И опять вперед идем.

Затем проводится игра «Запомни и повтори». Сначала хором, затем по одному.

СА- СО- СА, СА- СО- СО, СУ- СЫ -СУ, СУ- СА- СЫ, ША- ШО- ШО, ША- ШУ-ШИ, ШО- ША –ШУ, ШУ-ШУ-ША, ШУ-ШИ-ШУ.

После выполнения задания учим чистоговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Затем проводится игра «Определи место звука в слове».

- Молодцы! Справились со всеми заданиями. А фотографии, которые мы делали во время занятия, мы с вами пошлем Незнайке. (Во время занятия процесс выполнения заданий фотографируется).

Публикации по теме:

Дидактическая кукла Говоруша.Дидактическая кукла Говоруша. Дидактическая кукла «ГОВОРУША» Цель: развитие интереса к логопедическим занятиям, обучению грамоте. Применение: используется при постановке.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Дифференциация звуков [с] и [ш]». Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 14:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Яркому летнему развлечению, которое любят дети и взрослые, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми интересно провести день и...

18 июня. День радуги на МААМ

Радуга – это настолько необычное природное явление, что оно кажется волшебным. Как объяснить детям, что такое радуга и как она образуется – простыми словами?  Как дать ему понять, что пробежать по этому...


Горячие темочки