Гутник Людмила
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с русской народной сказкой в обработке Соколова – Микитова «Зимовье зверей»
Задачи:
Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Закреплять у детей последовательно, в соответствии со сказкой, выбирать картинки, иллюстрирующие произведение.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц; обогатить словарь детей притяжательными прилагательными: волчий, лисий, заячий, беличий, медвежий, лосиный.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги)
Через лево повернись,
В Книгограде очутись.
Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова:
«Раз, два, три, Волшебная книга,
Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.
Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора).
Фамилии автора здесь нет, а почему: это русская народная сказка. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ.
Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).
Выявление уровня восприятия
Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте воспроизведем сказку с помощью картинок:
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось.
Физкультминутка
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкой дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
на ковре самолете отправляться на прогулку в зимний лес.
Раз, два, три, четыре, пять
Нужно глазки закрывать.
Повертелись, покружились и в лесу мы очутились.
Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки. Будьте внимательны, если вы правильно отгадаете загадки, тогда мы узнаем следы каких лесных жителей на снегу.
Уточнить: у белки - Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы? (белка)
беличий след.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пушистый хвост ее краса,
Этот зверь лесной… (лиса)
Уточнить: у лисы - лисий след.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора?
От врагов спасают ноги,
А от голода кора? (заяц)
Уточнить: у зайца - заячий след.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех… (волк)
Уточнить: у волка - волчий след.
Он в берлоге спит зимой
Под большою под сосной,
И когда придет весна
Просыпается ото сна? (медведь)
Уточнить: у медведя - медвежий след.
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось).
Уточнить: у лося - лосиный след.
Дидактическая игра «Зимовье диких зверей» в группах. Уточнить, почему эти животные называются дикими, как называется их жилище, как добывают себе пищу.
Ребята, мы с вами увидели, как зимуют лесные жители и нам пора возвращаться в детский сад.
Закрываем глаза.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все вернемся мы опять.
Повернись, оглянись,
Снова дома очутись!
Итог занятия :
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Какую пословицу узнали?
Чьи следы мы с вами встретили в зимнем лесу?
А хотите составить свою сказку? Я вам принесла «Зимовье зверей» (на коврографе) Вечером мы поиграем в эту сказку.