Папки-передвижки

Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» в старшей группе

Чайкина Татьяна Викторовна
Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по речевому развитию на тему : «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» в старшей группе

Задачи:

• познакомить детей с картиной В. М. Васнецова "Богатыри";

• учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

• формировать умение видеть художественные средства создания образа;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Рассматривание картины В, М, Васнецова „Богатыри“ в старшей группе» размещена в разделах

• вовлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ, проникновение во внутреннее состояние изображаемых персонажей;

• воспитывать интерес к живописи.

Материалы:

• слайды по картине В. М. Васнецова "Богатыри";

• диск с записью "Богатырской симфонии" А. Бородина;

• ширма;

• предметы-заместители (лук, копье, меч, щит).

Предварительная работа:

• знакомство с творчеством В. М. Васнецова ("Аленушка", "Иван-царевич на сером волке");

• чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.

Словарная работа: палица, очи, вороной конь, стремена, стремя булатное, наровчат, лук разрывчатый, щеголь, кольчуга, колчан

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, - это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее В. М. Васнецов более 100 лет назад. Вернее закончил писать. А задумал и рисовал ее он целых 27 лет.

Однажды, насмотревшись на выставке произведений чужого искусства, Васнецов, придя в мастерскую своего друга В. Д. Поленова, сказал: «Как хочется работать!» Поленов тотчас дал ему краски, холст и вскоре из-под кисти художника появился эскиз «Богатырей». Эскиз очень понравился Поленову. Васнецов хотел подарить его другу, но тот заявил, что возьмет подарок только тогда, когда будет написана картина. С тех пор прошло 27 лет. Все эти годы художник копил материал для картины : изучил множество былин, сказаний, искал и рисовал натурщиков для богатырей, написал множество эскизов, подбирал краски.

Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Народ в своих былинах да сказаниях во всем возвеличивал своих богатырей, поэтому в будничном, обычном их виде художник не мог их представить и изобразил богатырей в богатых доспехах, на празднично убранных конях.

- Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? (Ответы детей)

- Чем они отличаются? (Ответы детей)

- Чем отличаются их кони? (Ответы детей)

Когда Васнецов писал свою картину, он слушал музыку своих любимых композиторов: Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Давайте и мы послушаем "Богатырскую симфонию" А. Бородина и полюбуемся картиной, заглянем в нее.

(Звучит запись "Богатырской симфонии" А. Бородина, воспитатель читает отрывок из былины)

Под славным городом под Киевом

На тех на степях Днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец сын Иванович:

А и конь под Ильей словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясен сокол!

- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец. Что вы можете рассказать о нем, о его коне? (Ответы детей)

В центре картины Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но очи его острые, орлиные зорко вдаль глядят. Рука могучая легко держит тяжелую палицу. Как махнет Илья ею прямо - проложит улицу, махнет налево – переулочек. Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем вороном коне, копье наперевес держит, вдаль из-под руки вглядывается, - не видать ли злого ворога. Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры.

А и был на заставе Добрыня, Никитич сын:

И мог его конь добрый богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перемахивать:

- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич? Что вы можете рассказать о нем, о его коне? (Ответы детей)

Справа от Ильи Муромца мы видим Добрыню Никитича. Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время, как Илья только вглядывается в даль, Добрыня уже вынимает острый меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги его уже в стременах. Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух. Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеваются. Так и, кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.

А и был там Алеша млад,

Что из красна города Ростова,

А Алешенька, он наровчат был,

Он наровчат был, да увертлив ведь.

А и в та поры он догадлив был:

Свой тугой лук разрывчатый отстегивал,

От правого стремени булатного,

Накладывал стрелочку каленую,

А оттягивал тетивочку шелковеньку:

- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче, о его коне? (Ответы детей)

Слева от Ильи Алеша Попович - молодой, да удалой, красавец с золотистыми кудрями. Из-под темных бровей его остро смотрят очи соколиные. А и щеголь Алеша - красная рубаха под кольчугою, желтые сапожки с острыми загнутыми носами да с высокими каблуками, пояс узорчатый. Алеша, как будто, отстал; кажется, что он подъезжает к другим богатырям на своей маленькой, рыжей, лохматой лошадке. Он сидит на ней свободно и непринужденно, но мы видим, что он настороже - глаза внимательно глядят вдаль, левой рукой Алеша крепко держит тугой лук, а правой достает из колчана стрелу каленую. Да и лошадка его косится в сторону опасности.

- Какие разные богатыри, но их объединяет в картине одно. Как вы думаете, что? (Ответы детей) Готовность защищать Родину от врагов.

В народном творчестве часто используется красный цвет. Вот и Васнецов нарисовал красным : (Ответы детей). Щит и сбруя у коня Добрыни, копье у Ильи, рубаху у Алеши. Красный цвет сочетается с белым, серым, черным и придает картине торжественное, приподнятое настроение.

- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его. (Ответы детей) Холмистые луга, лес, маленькие елочки, сосенки - родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат ее покой. Маленькие деревца подчеркивают силу богатырей.

Луга, холмы нарисованы простой, плавной линией, картина вытянута вширь - эти выразительные средства передают простор. А белые, клубящиеся облака, темно-зеленый цвет холмов - этот контраст придает картине величие, какую-то грозность.

Сам Васнецов говорил о картине : «Картина моя - Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

Вот какая замечательная картина. В ней вся сила и доброта народа русского.

А теперь попробуем оживить ее! Кто хочет быть Алешей Поповичем, Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем? А их богатырскими конями?

(Дети выбирают персонаж, предметы-заместители)

При «оживлении» - вспоминают характер выбранного персонажа; стараются мимикой, жестами, позой его передать; используют предметы-заместители (лук, копье, меч, щит).

Картина составляется на фоне голубо-зеленой ширмы (небо, земля).

При рассматривании воспитатель читает повторно отрывки из былины или включает запись "Богатырской симфонии" А. Бородина.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание сюжетной картины «Кошка с котятами» Цель: Помочь детям понять содержание картины. Задачи: - учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять небольшой рассказ по картине;.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима» Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская. Цели: знакомство.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Подготовила и провела воспитатель Киселева Евдокия Ивановна, г. Лиски Воронежская область. Цель. Развитие у детей связной речи. Задачи. Продолжать.

Конспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группыКонспект НОД Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» с детьми старшей группы Задачи: Познакомить с произведением живописи Исаака Левитана "Золотая осень", расширять представления об осенних изменениях в природе,.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины «Семья» Образовательная область: речевое развитие Тема: «Рассматривание картины семья» Цель: создание условий для развития умения составлять описательный.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зима» и беседа по ней» Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зима» и беседа по ней»Цель: развитие речи дошкольников. Задачи:.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как прекрасна наша планета Земля» Цель и задачи Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» в старшей группе
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 23:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Чайкина Татьяна Викторовна (УИ 2756094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД