Татьяна Александровна Зотова
Конспект занятия по речевому развитию с интеграцией областей «Путешествие по Египту»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию с интеграцией областей
Программное содержание.
ЦЕЛЬ: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Образовательные задачи:
Формировать умение согласовывать существительные с числительными.
Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.
Совершенствовать навыки словообразования.
Закреплять умение отгадывать загадки.
Обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным миром Африки.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с интеграцией областей „Путешествие по Египту“» размещена в разделах
- Древний Египет для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Развивающие задачи :
Развивать навыки анализа слогового состава слова.
Развивать логическое мышление, общие речевые навыки, память.
Развивать мелкую и общую моторику; координацию речи с движением.
Развивать плавный длительный выдох.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к животным.
Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.
Интеграция образовательных областей : познавательно – речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание: репродукций с изображением животного мира и природы Африки; репродукций с изображением исторических объектов Египта; глобуса, выделяя на нем океаны и сушу, а также материк – Африку.
Беседы с детьми о жизни в Африке; просмотр презентаций «Что такое пустыня», «Растения в пустыни», «Животный мир Африки», «Верблюды - корабли пустыни»; чтение познавательной сказки Л. Тарасенко «Корабли пустыни», чтение А. Барков «Азбука живой природы», чтение рассказов Л. Толстого «Слон»; Б. Житкова «Про слона»; Е. Чарушина «Носорог»; «Бегемот»; «Лев»; О. Онисимова «Сказки про львенка».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игровая ситуация, игры с речевым сопровождением, познавательная беседа, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры.
Материал и оборудование:
- Презентация с изображением египетских пирамид,
- фигурки животных (тигры, слоны, верблюд, зебры, носороги, крокодилы, львы, жирафы, бегемоты,
-карточки для дидактической игры «Найди соответствие»
- емкость с песком,
- 1 большой мяч.
-10 макетов пирамид.
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло электронное письмо от туристического агентства. Мы узнали, что вы очень любите путешествовать и узнавать новое. Поэтому фирма дарит вам поездку в удивительную страну. Куда? Вы узнаете, отгадав загадку:
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстание рабов здесь подавляли.
Назови, что за страна.
В мире есть сейчас она. (Египет)
А на каком материке находится эта страна, вы узнаете из ребуса. Посмотрите на доске картинки, назовите их, определите первый звук в каждом слове (на каждой картинке, расставьте под картинками буквы.
Вы ответили правильно. Вот вам туристические путевки в эту удивительную страну.
-Ребята, а кто знает, где находится Африка?
Далеко ли туда добираться?
Давайте найдём Египет на континенте Африка и посмотрим наш маршрут.
Как вы думаете, на чем можно туда добраться?
У вас билеты на самолёт. Это самый быстрый транспорт. Дети заходят в зал. Приветствуют гостей.
Основная часть
(Воспитатель приглашает детей присесть на заранее расставленные стулья).
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, в салон самолета, располагайтесь поудобнее, пристегивайтесь, лететь придется несколько часов. Ребята, когда люди находятся в долгой поездке, чем они могут заняться в дороге, чтобы не было скучно ехать? Давайте и мы поиграем.
Проводятся игры:
1. Сосчитай слова в предложении - «Мы летим на самолете», «Самолет летит высоко над землей».
2. Составьте предложение со словом «пустыня», «путешествие».
3. Определите место звука «ф» в слове, назовите, какой он по счету – «Африка», «вафли», «телефон».
Воспитатель: Кажется, мы уже прилетели, можно отстегнуть ремни, проходите к выходу. Вот мы и в Египте. Смотрите, нас здесь встречают.
Экскурсовод: Добро пожаловать в Египет. Я буду вашим гидом в турне по этой удивительной стране.
Кто знает, какая в Египте самая известная достопримечательность?
А вы знаете, почему Египтяне строили пирамиды?
Воспитатель: Пирамид в Египте построено немало, но пирамида Хеопса самая высокая, самая могучая, самая известная. Египетские пирамиды – одно из семи чудес света. Египетские строители, не имея никаких машин для строительства, строили огромные пирамиды руками только при помощи рычагов и веревок много лет.
Давайте мы сейчас пройдем с вами в музей. Здесь хранятся предметы, найденные на раскопках в Египте. Это необычный музей, здесь нужно отвечать на вопросы.
Экскурсовод проводит д/и «Найди соответствие».
Папирус - писцу
Жезл и плеть – фараону
Серп – земледельцу
Оружие – воину
Амулеты и талисманы – жрецу.
Экскурсовод: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?
Экскурсовод: Мы сейчас с вами отправимся в Аравийскую пустыню – это самое суровое место в Египте. Днем - очень жарко, ночью - очень холодно, так там еще и сильные ветры, и песчаные бури.
Звуковые упражнения.
-Слышите, как дует горячий африканский ветер – У-У-У-У (3 раза)
-Здесь сухо и жарко. Сыпется песок – Ш-Ш-Ш, (3 раза)
-Ползают змеи – С-С-С (3 раза)
(Губы вытянуть трубочкой. Показать голосом нарастание и утихание звука.
Широкий язык поднять за верхние зубы. Губы вытянуть трубочкой. Теплая воздушная струя.
Язык за нижними зубами, губы в улыбке - струя холодного воздуха)
Экскурсовод: вы знаете, что в африканской пустыне часто дуют ветра и двигают песчаные горы-барханы, засыпая при этом животных песком. Вот и у нас тоже несколько животных, после песчаной бури, спряталось в барханах. Хотите их отыскать? Вы должны дуть тихонько в трубочку и раздувая песок, найти животное. Вдох, ребята, обязательно делаем носом (дети берут трубочки, дуют на песок, в песке находятся скорпионы, ящерицы, змеи).
Воспитатель: Когда найдете, надо с этим животным составить предложение и подобрать к животному слово-признак. Предложение будет начинаться со слов «Я нашел…» или «Я нашла…». Например: Я нашел крупного слона.
На какие вопросы может отвечать слово-признак? (какой, какая, какое)
(скорпион, еж, ящерица, верблюд, сурикат, тушканчик, змея)
Воспитатель: А как назвать этих животных по месту их обитания? (животные пустыни).
Воспитатель: Мы с детьми знаем замечательное стихотворение про пустыню. Хотите послушать.
Экскурсовод: Конечно.
Физкультминутка “ Жёлтая страница”
(Дети стоят лицом в круг, руки опущены в низ.
Вращение вокруг себя с поднятыми руками.
Стоя на месте, руки вытянуты перед собой.
Волнообразные движения руками.
Медленная ходьба по кругу друг за другом.
Взявшись за руки)
Вот жёлтая страница
Пустынная страна.
Песок по ней кружится
Несётся, как волна
Неведомо откуда
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды
Степные поезда
Экскурсовод: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в сафари по саванне.
А вы знаете, что означает слово «сафари»? Первоначально так назывались охотничьи поездки по Африке, а теперь означает наблюдение за дикими животными.
Здесь живут разные животные. Давайте с ними познакомимся и поиграем в игры.
По саванне наши звери передвигаются по-разному:
Обезьянка …лазает, перепрыгивает, бегает.
Черепаха …ползёт, идёт.
Крокодил …ходит, плывёт.
Носорог …бегает, ходит.
Гепард …бегает, перепрыгивает, несётся.
Экскурсовод: Как вы думаете, почему у жирафа длинная шея?
Ребята, скажите, а льву нужна защита? От кого он может защищаться?
Экскурсовод: Наши звери очень устали от жары, давайте спрячем их в тень под деревья. Слева у нас будут те животные, в названии которых 1 слог, посередине ставим животных, в названии которых 2 слога и справа 3 слога.
Экскурсовод: Уважаемые туристы вам уже пора возвращаться в аэропорт. Я хочу подарить вам на память об удивительной стране Египет — вот такие сувениры (раздает бумажные пирамидки).
Воспитатель: Давайте все вместе сфотографируемся на память. Надо в самолёт садиться, чтобы в группу возвратиться!
Проходят в самолет.
Солнце в небе золотится.
Ввысь летит наш самолет,
Он отправился в полет
К дальним нашим городам,
Кружит в небе самолёт —
На посадку он идёт.
Там, внизу — аэропорт,
Там родной любимый дом.
Дети сидят на стульчиках в воображаемом самолете.
Заключительная часть
Рефлексия.
Технология "Свободный микрофон"
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мне бы хотелось, чтобы вы высказали свои впечатления о нашем путешествии.
Примерные вопросы:
Что доставило удовольствие в путешествии?
Что нового узнали?
Что больше всего запомнилось?
Что самым интересным? Любой ребёнок по желанию может высказаться о проведённом мероприятии.