Ирина Шруб
Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Я тебя не боюсь!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я тебя не боюсь!»
Цель: снижение тревожности, повышение самооценки, борьба с навязчивыми страхами.
I. Орг. момент.
II. «Комплимент».
-Ребята, наше занятие я хочу начать с интересного приветствия: мы будем говорить друг другу комплименты. В качестве комплимента вы можете сказать друг другу что-то приятное о личных качествах, о внешности, о чертах характера и так далее. Но не забывайте, пожалуйста, говорить в ответ слова благодарности.
Дети становятся в круг и по очереди говорят друг другу комплимент, произнося «спасибо» в ответ.
Публикация «Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста „Я тебя не боюсь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Далее следует обсуждение упражнения.
- Какие чувства вы испытывали, когда вам говорили приятные слова? Приятно ли получать комплименты? То есть, можно сказать, что вам было приятно, понравилось? А как называется эмоция, когда у человека хорошее настроение, радостно, он испытывает приятные чувства? Верно – это радость. Скажите, а какие еще эмоции вам знакомы?
III. «Эмоции».
Используя маски из «театра эмоций», ребята называют эмоции, которые им знакомы, повторяя их с помощью мимики. Дети могут примерить их, сыграв небольшую роль, соответствующую настроению выбранной маски. Обсуждают каждую.
-Как вы думаете, какого цвета безразличие? На что похоже счастье? А страх это хорошая эмоция или плохая?
Тут нужно более подробно остановиться на эмоции – страх. Необходимо рассказать детям, что страх – это нормальная человеческая эмоция, каждый человек чего-то боится. Педагог может рассказать о своих страхах, чтобы спровоцировать детей на более доверительную беседу.
IV. Упражнение «Черепашка» (на снятие мышечного напряжения).
-Ребята, а знаете ли вы, что делает черепашка, когда ей страшно? Правильно, она прячет голову в панцирь. Сейчас мы с вами попробуем ненадолго стать маленькими черепашками. Сядьте ровно, спинки прямые, руки опустите вниз или положите на колени. А теперь необходимо с максимальным напряжением втянуть шею при этом подняв плечи. Постарайтесь как можно сильнее напрячь мышцы шеи и плеч, посчитайте до трёх и опустите плечи, расслабьтесь. Повторим это упражнение еще два раза.
V. Сказкотерапия.
Под спокойную музыку педагог читает сказку «Бум-бум-бум» или «Сказку про смелого Алёшу»
Бум-бум-бум
- Бум-бум-бум, - что-то постучало в тёмной комнате.
- Мне страшно, кто это? - спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.
Не знаю, но кто-то здесь есть, - косясь по сторонам, прошептала Вика. - Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.
- Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.
- Не бойся, скоро это пройдет.
Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.
- Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? - думалось Вике.
- Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.
И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.
- Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, - тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.
- Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.
- Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?
- Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, - прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.
Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:
- Смотри, смотри.
- Где?
- Там, занавески.
- Что занавески?
- Они шевелятся.
Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.
Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:
- Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.
- Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.
- А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, -предложила Вика.
- Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.
- Да не бойся, я впереди буду, давай руку.
Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески - за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.
-Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, - прошептала Вика, - ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.
- А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, - предложила Вика.
- Давай, только, чур, ты опять первая.
И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое - это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.
- Как я раньше не догадалась, - подумала Вика, - целую неделю его боялась.
Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.
Михаил Андрианов
Необходимо обсудить прочитанное.
- Понравилась ли вам сказка? О чем она? О какой эмоции идет речь в сказке? Верно – о страхе. А боитесь ли вы чего-нибудь? Давайте обсудим наши с вами страхи. Чего боитесь вы?
VI. Рисунок.
- Ребята, а хотите, я научу вас, как избавиться от своего страха? Это совсем не сложно! Проходите, присядьте за столы, где вас уже ждут листочки и карандаши. Сейчас подумайте о том, чего вы очень боитесь и постарайтесь нарисовать свой страх.
Важно дать детям выполнить рисунок самостоятельно, следить за тем, чтобы они не срисовывали друг у друга и не обсуждали между собой свои рисунки. Если ребенок говорит, что не знает, как рисовать тот или иной элемент, необходимо дать ребенку понять, что это его страх, и только он знает, как правильней будет его изобразить.
VII. «Я тебя не боюсь!»
После того, как дети закончат свои рисунки, педагог приглашает ребят стать вкруг.
-Вика, скажи, что ты изобразила на своем рисунке, как зовут твой страх? Пауки и змеи? Да, действительно страшно, я тоже их очень боюсь. А теперь посмотри внимательно на свой рисунок и громко, уверенно скажи ему: «Я тебя не боюсь!»
Каждый ребенок показывает свой рисунок, называя его.
- А вот теперь, когда вы, не боясь, посмотрели в глаза своим страхам, я их у вас забираю! Я сложу их вот сюда, в этот сундучок и закрою замок на три оборота, теперь им ни за что не выбраться отсюда!
VIII. Упражнение «Море».
-Скажите, а смена эмоций присуща только лишь людям? А может ли хорошее или плохое настроение быть у природы? Конечно да. Мы с вами возьмемся за руки и представим, что мы – это море, а наши руки – это волны. Сейчас на море штиль, море спокойное, водная гладь не шевелится (руки едва-едва колышутся из стороны в сторону). А теперь набежали грозовые тучи, и на море начался шторм, море злится (держась за руки, дети изображают штормовые волны на море). Но вскоре тучи ушли за горизонт, выглянуло солнышко, и море стало снова спокойным и ласково приглашает искупаться в нем. Ребята, кто из вас хочет искупаться в море?
Дети по очереди становятся в центр круга, остальные, изображая морские волны, ласково поглаживают ребенка в центре по голове, рукам, спине.
-Юля, а слышишь ли ты, что шепчет тебе теплое море?
Дети-волны тихонько нашептывают «Мы тебя любим!»
IX. Заключительное упражнение «Я – хороший!»
В конце занятия дети становятся вкруг и каждый по очереди, называя своё имя, говорит: «Я – хороший!» Например: «Я – Полина, я – хорошая!» Важно отметить, что дети с заниженной самооценкой часто не говорят эту фразу полностью, пропуская свое имя, местоимение или даже половину предложения, например «Женя - хорошая».
-На этом наше занятие окончено. Рада была провести это время вместе с вами!