Наталья Колодкина
Конспект занятия с использованием ТРИЗ по составлению творческого рассказа по картине «Собака со щенками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение навыков детей, старшего дошкольного возраста составления творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Задачи:
- Пополнить запас знаний о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ;
- Развивать навыки коммуникативных качеств у детей, связную монологическую речь, творческое мышление;
Публикация «Конспект занятия с использованием ТРИЗ по составлению творческого рассказа по картине „Собака со щенками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
- Вызвать интерес у детей к такому виду деятельности, как составление рассказа.
Оборудование: компьютерная презентация с изображением картины – «Собака со щенками», макеты животных, карточки с изображением гномов и феи, картинная рама, шкатулка в виде книги, волшебная палочка, акварельные краски, кисти, баночки – непроливайки, бумага.
Ход занятия:
Педагог: К нам пришла в гости, картина (картина на презентации с вырезанными героями). Посмотрите на нее, мне кажется или на ней чего то, а может, кого - то не хватает? (рассматривают картину с вырезанными героями). Я предлагаю узнать, кто же был на этой картине из волшебной книги.
Игра «Волшебная книга» ( в книге лежат игрушки: собака и щенята, листочек с надписью «SOS»).
Педагог: -Эти герои с картины, они просят о помощи. Они хотят вернуться в картину, чтобы вы могли рассмотреть картину, где героями этой картины являются эти замечательные собака и щенята. У нас ведь есть «Волшебная палочка», но я забыла волшебные слова. А без них палочка не работает, увы…но может вы помните? (дети называют волшебные слова, кто какие знает по желанию).
- Вы закроете глаза, а я с помощью «Волшебной палочки» совершу волшебство, потом вы увидите, что произойдет (после манипуляции – появляется другая картина – целая, с изображениями всех героев).
Педагог: - Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов (дети делают из пальцев «бинокль» или «подзорную трубу» и перечисляют героев).
(Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)
Педагог: - А теперь давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи. (Дети устанавливают взаимосвязи между объектами).
Педагог: -Ребята, к нам пришла Фея Объединяй и соединила два предмета (Педагог указывает на них.) Фея просит объяснить, почему она это сделала (ответы детей).
Педагог: - Но фея пришла не одна, с ней к нам пришли и гномы - помощники! Познакомьтесь с ними: гномик - «Я чувствую запах», гномик - «Я пробую на вкус», гномик - «Я слышу», гномик - «Я вижу», гном - «Я трогаю руками».
- Теперь возьмите с собой любого гномика, войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.
Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» (в зависимости от того, какого гнома вы взяли с собой в картину) и т. д.
(Дети с картинкой гнома в руках описывают свои ощущения «внутри картины»).
Игра «Да — нет».
Педагог: -Я загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, установите его местонахождение. Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет». А сейчас выберите любой объект на картине и опишите его местонахождение от лица, данного объекта.
Игра «Ожившая картина» (может быть продолжением игры «ДА- Нет»).
Дети перевоплощаются в найденные объекты, которые «оживают» и находят себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача каждого ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене.
Смоделированная композиция картины наблюдается детьми 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.
Педагог: - Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Машине времени»
- Какое время года изображено на картине? Выберите конкретный объект картины. Подумайте, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). Кто готов поделиться с нами своими фантазиями от лица выбранного объекта? (Ответы детей)
Педагог: -А сейчас я предлагаю вам зарисовать свои рассказы-фантазии (рисуют).
-Как вы назовете свою работу? Расскажите о ней.
- А теперь, расскажите, с какой картиной мы сегодня познакомились? С какими героями? Расскажите о жизни героев этой картины. Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опишите свои чувства.
Через свой рассказ вы можете передать эмоциональное состояние, настроение героя, его характере (Дети составляют рассказ о картине и ее героях).