Папки-передвижки

Конспект занятия «Равнодушие — это молчаливое согласие на зло» на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла»

Ольга Губер
Конспект занятия «Равнодушие — это молчаливое согласие на зло» на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла»

Цель занятия: воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, равнодушию.

Задачи:

- сформировать отрицательное представление о равнодушии по отношению к близким, к окружающему миру.

побуждать к нравственному самосовершенствованию, формированию собственной личности.

- Способствовать воспитанию милосердия, сопереживания, отзывчивости, сострадания.

- Развивать речь, учиться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

- выяснить нравственный смысл рассказа Е. И. Носова «Кукла»;

-сформировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

Публикация «Конспект занятия „Равнодушие — это молчаливое согласие на зло“ на примере рассказа Е, И, Носова „Кукла“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Целеполагание

Ребята, предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма. Подумайте, о чем мы будем говорить на занятии. Обсуждение мультфильма.

Как думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей).

Да, сегодня мы поговорим о равнодушии людей. - Ребята, а можно ли сказать, что тема равнодушия актуальна для мира, в котором мы живем с вами? Почему? А для нас с вами лично? (ответы детей) Нужно ли об этом говорить? (ответы детей) Какую мы поставим цель занятия? (ответы детей)-пишем на доске

В чем выражается равнодушие? Что считается равнодушием? На доске пишем.

По отношению к кому или чему проявляется равнодушие? (к детям, пожилым людям, к животным, к природе)- ответы детей, пишем на доске

Почему равнодушие называют болезнью века и есть ли рецепт от этой болезни? Как противостоять равнодушию? Какие качества должны быть в человеке? (ответы детей, пишем на доске)

Ребята, а вы заметили, что я не назвала тему нашего занятия? (ответы детей). Не смогла выбрать наиболее подходящее название темы. Думаю, что вы мне поможете, и название темы мы с вами определим в конце занятия вместе.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо.

А что в вашем понимании означает слово «равнодушие»? ответы детей. Давайте уточним значение слова «равнодушие» через синонимы. Какие синонимы равнодушия можете назвать? Ответы детей (черствость, эгоизм, безжалостность, безразличие, бездушие, апатия, бесчувственность, бессердечность, безучастность, пассивность).-пишем на доске Сколько слов с приставкой без (бес! Что обозначает эта приставка? Отсутствие чего –либо.

Из каких двух слов состоит слово равнодушие? Равнодушие – ровная душа. Главное, чтобы нас не коснулось.

- Всё верно. В последнее время равнодушие – привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Равнодушие – это черствость и несостоятельность человеческой души. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

3. Новая тема. Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Перед вами фотография скульптуры, которая расположена в центре Москвы, недалеко от Кремля, на Болотной площади. Эта скульптура известного во всём мире скульптора Михаила Шемякина была установлена в 2001 году.

«Дети – жертвы пороков взрослых». Ее название говорит само за себя. В центре изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них — упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых. Здесь есть скульптуры: Наркомания, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность и многие другие. Слева от центра - 6 статуй, справа - 6 других.

- Как вы думаете, что автор поместил в центр композиции? ответы детей. Да, в центре композиции- равнодушие. Как выглядит эта фигура? Она возвышается над всеми, смотрит в обе стороны, заткнула уши. Эта фигура слепа, глуха, вокруг нее нет мира. Ребята, почему автор поставил в центр скульптуру «Равнодушие»? (ответы детей)- (Это самое страшное, что может случиться с человеком, самый главный порок человека в настоящее время, из-за равнодушия случается много

Польский писатель Бруно Ясенского сказал так: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Мы часто можем услышать от всех: «не моё дело», «меня это не касается», «разберутся и без меня», «поможет кто-нибудь другой». А может даже и у нас возникают когда-то такие мысли. И ведь так может подумать каждый. И каждый пройдёт мимо, и не протянет руку помощи.

Мало кто поможет женщине с ребенком, которая несет тяжелые сумки, или человеку, которому на улице становится плохо, и он падает или лежит без чувств, не подавая признаков жизни. Большинство проходят мимо, не остановятся, не помогут, а все потому, что в наших душах поселилось равнодушие.

Как вы думаете, почему иногда у людей возникают такие мысли? В чём причина равнодушия? (ответы детей).Почему именно сейчас равнодушие, безразличие стало распространенным явлением? Ответы детей. (Век интернета, нет времени общению с близкими людьми, общаемся через социальные сети, трусость, суета повседневной жизни, жестокость, эгоизм, нехватка времени и т. д)

- Давайте приведём примеры, где, в каких сферах, проявляется равнодушие. -ответы детей

(Дети говорят о равнодушии в семье, на улице, на работе, в школе; к пожилым, к младшим, к животным)

- А каким вы видите мир без равнодушия? (Все помогают друг другу, нет трагедий и горя, люди добрее и отзывчивее) Можете ли вы привести пример доброго, неравнодушного отношения к миру? (благотворительные акции, сдача донорской крови, волонтерство в разных областях, работа Красного креста, экологические акции и т. д.)

На занятии мы с вами познакомимся с рассказом Е. Носова «Кукла», который посвящен этой животрепещущей теме.

4.Сообщение о писателе

Интересные факты о писателе нам расскажет Анастасия Ш.

Евгений Иванович Носов родился 1 января 1925г. в селе Толмачево под Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. Ему было 18 лет.

Писатель воевал в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен и Победу встретил в госпитале.

После войны закончил среднюю школу. А затем работал корреспондентом в газете. Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой.

Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. А с 1961г. становится профессиональным писателем.

Его перу принадлежат такие книги, как «Берега» (1971, «Красное вино победы» (1979) и многие другие.

5. Словарная работа

Кто знает значение слова – омут? (ответы детей). А когда мы не знаем толкование того или иного слова, где мы можем узнать значение этого слова? (ответы детей)

Омут-народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки. (слайд после ответов детей)

Что такое сижа? (ответы детей)

Сижа – определенное, специально подготовленное место для рыбалки. (слайд после ответов детей)

Язь- что это? (ответы детей)

Язь — вид рыб (слайд после ответов детей)

Кто знает, что такое перемет? (ответы детей)

Перемет - орудие лова рыбы (главным образом хищной). Представляет собой бечеву с прикрепленными к ней короткими поводками с крючками, на которые насаживается приманка. (слайд после ответов детей)

6. Физминутка.

«Тряпичная кукла и солдат»

7.Работа с текстом. Аудиозапись рассказа с остановками. (Текст заранее не читается).

1 часть. Аудизапись до слов «поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом»

1 остановка

- Чем интересно Липино, куда любил забираться автор? («Заветная яма», река, омут, сом).

Как изображена река в начале рассказа? – ответы детей (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями)

Действительно, даже, несмотря на весь хлам и мусор, река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба. Ведь как мы знаем, рыба может жить только в чистой воде. Именно на этой загрязненной реке автор и познакомился с главным героем рассказа Акимычем, о котором мы поговорим чуть позже.

2 часть. Аудиозапись до слов. «Лишь спустя несколько лет довелось, наконец, проведать старые свои сижи».

2 остановка

- Кто такой Акимыч (Перевозчик, рыбак)

3 часть Аудиозапись до слов «Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча…»

3 остановка

- Почему автор не узнал реки? Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась).Да, мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Почему произошли такие перемены в природе? (ответы детей)

Кто прежде всего виноват? (ответы детей). Почему люди? Какие они (Люди стали жестокими и бессердечными. Люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема).

Все верно. Какая проблема поднимается Евгением Носовым? (ответы детей). Экологическая проблема. (ответы детей)

Потребительское отношение природе. Бездушное, безответственное. Во всех изменениях виновен человек. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Что хотел показать Е. И. Носов? (к чему приводит безответственное поведение человека)- ответы детей.

4 часть Аудиозапись до слов «А с лопатой куда?»

4 остановка

На фоне изменившейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч? (когда-то работал на перевозе, заядлый рыбак, фронтовик. Сейчас садовник, сторож, сидеть без дела не может) Что связывает автора с ним? (Неравнодушные люди, любят рыбалку, очень переживают из-за того, что люди загубили реку, смелые: воевали, участвовали во многих сражениях)

- Что вы можете сказать о нем как о человеке? Какой след оставила война? (Тяжелая контузия; разволновавшись, он не мог говорить. Акимыч был тяжело ранен: контужен.

- Кто и почему сжёг шалаш Акимыча (кто-то сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку)-(ответы детей) Как вы думаете, куда идёт Акимыч? (ответы детей)

5 часть Аудиозапись до слов «это ж чья работа?.»

5 остановка

- Почему Акимыч не замечает красоты вокруг? (его мысли были о другом) Что его так взволновало? Куда идет Акимыч? -На что призывает смотреть Акимыч?

-Что страшного увидел Акимыч? (Изуродованную куклу)

Вопрос-прогноз: Как вы думаете, что сделал с куклой Акимыч? (ответы детей)

6. Сообщение

Ребята, а знаете ли вы, что по-японски КУКЛА – «НИНГЁ», то есть «образ человека».А словарь С. И. Ожегова даёт такое определение: «Детская игрушка в виде фигурки человека»

Древние люди считали, что кукла так похожа на человека, что обладает душой. На Руси кукла была оберегом и участвовала во многих языческих обрядах.

7. Работа с текстом

Найдите описание куклы и зачитайте (зачитывают).

- Какое чувство вызывает у вас отрывок? Картина действительно ужасная, тем более, что мы понимаем, что эта кукла была не случайно поломана ребенком, её изуродовали намеренно, причём сделали уже далеко не дети

Как вы считаете, если кто-то смог растерзать куклу, сможет он и над человеком надругаться? Большое зло начинается с малого.

Какую нравственную проблему поднимает Носов? (ответы детей).

Бездуховность, жестокость, равнодушие людей.

6 часть Аудиозапись до конца рассказа

8. Работа в группах

Задание 1 группе:

-Найти в тексте ответ на вопрос: Как Акимыч объясняет причину людского равнодушия? (Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят)

Задание 2 группе:

- А кому всё равно, кто проходит мимо, не замечая происходящего вокруг? (молодые парочки, родители, дети, взрослые, учителя) Что могут вынести дети из этих картин жизни (равнодушие и безразличие)

Какую третью нравственную проблему поднимает Носов? Ответы детей.

(Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения)

.-Почему у Акимыча такая реакция на изуродованную куклу? («На всю жизнь нагляделся я человечины…») Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок.

– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей.)

- Кто борется со злом в рассказе? (Акимыч, автор)

9. Работа с текстом

Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? (Он любит жизнь, переживает за все окружающее. Человек должен относится ко всему бережно и уважительно).– Рассказ Е. И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов? (ответы детей) (Зла много, в одиночку с ним не справиться)

.-Только ли о кукле горюет Акимыч?-(о людях, потерявших ценность человеческой жизни) -(ответы детей)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (многоточие)

- Когда мы обычно ставим многоточие? (когда мысль не завершена, недосказана)

- Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей). Акимыч должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример подрастающему поколению.

Вначале писатель назвал свой рассказ «Акимыч», а затем уже «Кукла». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой, то есть на проблеме равнодушия.

10. Рефлексия

Давайте вернемся к целям нашего занятия. Достигли ли мы их? (на доске)

Что нового вы открыли для себя на занятии? (Ответы детей) Удалось ли найти ответы на поставленные вопросы? (работа с таблицей)

Как вы поняли, что значит равнодушие? (ответы детей).

Как называют человека, который не хочет замечать зло (равнодушный, жестокий, безответственный)

Как вы думаете, почему, равнодушие - самый страшный порок? (Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению)

Предлагаю вам несколько изречений, как вы думаете, какое из них более всего подойдет к теме нашего занятия. (на слайде)- ответы детей

1. Не будь равнодушным, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)

2. Равнодушие – это молчаливое согласие на зло (Словарь литературоведческих терминов)

Чему учит произведение «Кукла»? (ответы детей)

(Рассказ учит нас быть добрыми, сострадательными. Быть милосердными и не быть жестокими. Рассказ учит нас не быть черствыми и слепыми, а замечать все, что происходит вокруг нас.)

К чему может привести равнодушие? (к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению).

Так кто же должен бороться со злом (все люди)

Назовите главный урок Евгения Носова. (Не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости).

Равнодушие превращает сердце в камень, делая людей бездушными, слепыми, черствыми.

Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.

Довольны ли своей работой? Результаты своей работы вы покажете в пантомиме: руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично

- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? (ответы детей)

Закончить наше занятие я хочу стихами Ирины Волобуевой. Пусть оно станет для вас заповедью на всю жизнь.

Речка Равнодушия

Ты знаешь эту речку необычную,

В которой слишком сглаженное дно?

Пожухли травы – речке безразлично.

Темно ли в окнах – речке всё равно.

С ней вровень берега её бескровные,

На них лежат бездумные пески.

Впадают в речку медленные, ровные,

Сговорчивые слишком ручейки.

Весна её не делает безбрежною,

Морозы не заковывают в лёд,

И нрав её, такой уравновешенный,

Застойностью болотной отдаёт.

И пусть в тебе горят тревоги душные,

Пусть жажда сердца мучает века,

Не пей,

не пей из речки Равнодушия,

Молю тебя,

ни капли,

ни глотка.

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению рассказа А. Митяева «Почему Армия родная?» Задачи. Уточнить и обобщить представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества, чувства гордости.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. РумянцеваКонспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «На горке» Тема: «Чтение рассказа Н. Носова.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект занятия «Придумывание завершения рассказа «Как Миша варежку потерял» Тема: Придумывание завершения рассказа «Как Миша варежку потерял». Цель: Образовательные: - учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем;.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» 27 июля мы с ребятами второй младшей группы «Ягодка» познакомились с удивительно интересным рассказом писателя Николая Носова «Живая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Равнодушие — это молчаливое согласие на зло» на примере рассказа Е. И. Носова «Кукла»
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 16:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД