Cандугаш Табулдинова
Конспект занятия по теме «Волшебный воздух» (для средней группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Волшебный воздух» (для средней группы)
Цель: расширять знания о воздухе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
Публикация «Конспект занятия по теме „Волшебный воздух“ (для средней группы)» размещена в разделах
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование:
- веер;
- полиэтиленовый мешочек;
- полиэтиленовая пленка;
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей) ;
- мыльные пузыри (по количеству детей) ;
-интерактивная доска.
Ход занятия:
Звук ветра.
Дети что мы слышим? Звук ветра.
Посмотрите кто у нас в гостях.
Ветерок: Здравствуйте, ребята! Я маленький Ветерок, прилетел к вам из страны «Бурь и ветров». Мои братья, старшие ветры, улетели помогать людям, а меня оставили дома и попросили выполнить ветрозадания для подготовки к празднику. Но я еще маленький и ничего не умею и не знаю о ветре. Как мне быть? Ведь я тоже хочу быть нужным и полезным своим братьям.
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, как быть ветерку, как ему выполнить задания?
Воспитатель: Давайте сначала вспомним и расскажем, что такое ветер?
(Презентация)
Воспитатель: Какой можем сделать вывод?
Дети: Что воздух нужен всему живому.
Скажите, у нас в группе есть ветер? А воздух?
Дети: (ответы детей)
А теперь послушаем стихотворение: «Ветер»
Он бескрылый, а летает,
Безголовый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обрывает –
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде.
Дети ветер на казахском языке – жел, а воздух – ауа.
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух, который у нас в группе. Ловите его ладошками. (Воспитатель вместе с детьми пытаются поймать воздух ладонями).
Воспитатель:
- Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Получилось? Почему пакеты надулись?
Дети: воздух можно поймать.
Воспитатель: А что вы знаете о воздухе? Какой он?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Есть ли у воздуха запах?
Дети: Нет, воздух без запаха. Но он умеет двигаться и доносить различные запахи до наших носиков. Это и запах еды, порошка, дым костра и т. д.
Воспитатель: А какой воздух по вкусу? А ну лизните воздух.
Дети: Безвкусный
Воспитатель: Молодцы ребята! Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. А если мы развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет станет опять тоненьким.
А как вы думаете можно показать движение воздуха?
Предлагается ребенку показать движение воздуха (себя машет веером, детей)
Значит это воздух. Ветер – это движение воздуха
Дети скажите, сколько веера у нас есть? Два
А сколько людей у нас в группе? Много
Давайте мы с вами сделаем веер своими руками. Соглашаются
Выполняют задание. Выставка работ. Закрепление цвета.
Смотрите нашим гостям жарко давайте мы им подарим наши веера.
Ветерок: Ребята, я понял, что меня, ветерка, по-другому можно назвать воздух.
Воспитатель: Ты все правильно понял, ветерок. Ты очень внимателен.
Давайте научим Ветерка играть в игру. «Веселые и грустные щечки» Покажем ему, какой становится шарик, когда его надувают (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем какой он становится, когда сдувается (щёчки втянуть) .
Физкультминутка
Воспитатель А давайте расскажем стихотворение про ветерок и немного разомнёмся.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая, воздушная, воздуху послушная.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут. (опускают на пол,
Воспитатель: Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
Дети: Да
Ветерок: Я наблюдал за вами, и мне очень понравилась ваша игра. И все же я расстроен, потому что мои братья попросили меня выполнить полезные дела к празднику – сделать газировку и разноцветные шары. Что мне делать?
Воспитатель: Ребята, знаете, как помочь ветерку?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Тогда я вас всех, и тебя, Ветерок, тоже, приглашаю в нашу лабораторию. Где мы будем делать опыты, как настоящие ученые.
Опыт 1. Делаем газировку.
На столе стоят (по количеству детей) стаканы с кипяченой водой и возле каждого стакана лежат трубочки.
Воспитатель: Ребята, вдохните воздух и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: А в пузырьках что находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, мы вдыхаем воздух, а когда дуем в трубочку, он выходит. Но чтобы подуть ещё, что мы делаем?
Дети: Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузыри.
Воспитатель: Ребята, а на какую воду похожа наша водичка в стаканчике? Водичка с пузырьками, все вы ее любите пить?
Дети: На газированную воду. На Кока-колу, спрайт, лимонад.
Воспитатель: Почему она так называется?
Дети: В ней много маленьких воздушных пузырьков.
Воспитатель: Правильно. Получилось ли нам сделать газировку?
Дети: Да
Опыт 2. Дуем мыльные пузыри
На столе стоят (по количеству детей) стаканы с мыльными пузырями и возле каждого стакана лежит палочка с петлей.
Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте с помощью воздуха подуть на палочку - петлю. Что получается?
Дети: Пузыри
Воспитатель: А как они получились?
Дети: Туда проник воздух
Воспитатель: Откуда взялся воздух?
Дети: Мы его выдохнули из себя
Воспитатель: Почему одни пузыри маленькие, а другие большие?
Дети: Разное количество воздуха
Ветерок:
-Ура! Я все понял, ребята, я понял, как мне сделать газированную воду и мыльные пузыри. Спасибо вам, без вашей помощи мне не сделать праздника! Ура! Я повзрослел! (Ветерок улетает, машет руками, прощается) .
Воспитатель: Ребята, мы помогли ветерку? А как? Что делали?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Пузырь»
Подвижная игра «Пузырь»
Все детки и взрослые берутся за ручки и становятся близко друг к другу. И говорят слова:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся. (вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг)
Взрослый говорит - Лопнул пузырь.
Все вместе говорят "Ш-ш-ш-ш" и сдувают пузырь (опять маленький круг)
игра повторяется.
Воспитатель: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идёт речь- о добром или о злом.
Игра" Ветер добрый, ветер злой"
(Одному ребёнку нужно выбрать картинки с делами доброго ветра, другому - с делами злого ветра и рассказать детям дела "доброго" ветра и дела "злого" ветра.)
Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам.
Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами общаться. Я предлагаю вам сегодня сходить на улицу и подышать свежим воздухом!