Александра Решетняк
Конспект занятия по экологии в средней группе «Зелёная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зелёная красавица»
Цель: познакомить детей с елью
Программное содержание:
1. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком.
2. Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле.
3. Уточнить представление детей о хвойных деревьях.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип занятия : Первично-ознакомительный
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Зелёная красавица“» размещена в разделах
Материал: картинки, на которых нарисована ель и сосна; ветки и шишки сосны и ели? картинки и предметы, сделанные из дерева, кукла Старичка-Лесовичка, плоскостные елки для всех детей, плоскостные елочные украшения, клей, клеенка, салфетка, фонограмма.
Ход занятия:
Этапы Содержание Примечание
Вводный - Ребята, вы любите гулять? Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес, согласны?
- Давайте закроем глаза и скажем такие слова: «Раз, два, три - в зимний лес попади!» Дети сидят на стульчиках на ковре полукругом.
Основной Вот мы и оказались в зимнем лесу. Как красиво в зимнем лесу!
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
-Послушайте, кто-то, кажется, идет. Вы посидите тихо, а я посмотрю, кто это?
- Дети, это Старичок- Лесовичок, давайте с ним поздороваемся.
С-Л: Здравствуйте, дети! Я очень рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и зря не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. А какое дерево я люблю больше всех, вам подскажет загадка. Слушайте внимательно:
Что же эта за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год!
- Какое дерево в иголках целый год?
Д: Ель
- Посмотрите, какую геометрическую форму вам напоминает ель?
- Правильно, ели имеет треугольную крону. Верхушка у нее острая, ветки располагаются густо по всему стволу. Вверху ветки короткие, и к низу длинные. Нижние ветки почти касаются земли.
- А вы знаете, как называется еловый лес?
- Еловый лес называется ельник.
- В лесу очень хорошее эхо. Послушайте: «Ельник, ельник, ельник, ельник»
- Давайте поиграем в игру Эхо». Сначала скажем слово «ельник» громко затем тише, еще тише и шепотом.
- В лесу у Старичка-Лесовичка растут и сосны.
- Сосна – дерево стройное. Нижние ветки у сосны быстро отмирают, и поэтому крона ее напоминает зонтик.
Ветки у сосны не располагаются близко друг к другу, сквозь них проходит много света. Сосна светолюбивое дерево. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу. Осенью сосна становится пестрой и когда падает свет, кажется что сосна не зеленая, а багряная.
- Давайте выучим закличку про сосну. Слушайте мня внимательно и говорите так как я скажу.
Сосна, сосна,
шепотом
Отчего ты красна?
громе
От того я красна,
еще громче
Что на солнышке росла!
громко
- А вы знаете, как по-другому можно назвать лес, где растет сосна?
- Сосновый бор. Кто запомнил, как называют сосновый лес?
- Дети, посмотрите, у Старичка-Лесовичка интересная корзинка. Кто догадался, что это?
- Правильно, это еловые и сосновые ветки. Возьмите себе по еловой и сосновой веточке и внимательно рассмотрите их
- Что общего у еловой и сосновой веток?
- Да, у ели и сосны необычные листочки, потому что похожи на иголки. Иголки зеленого цвета, тонике и острые.
- А теперь давайте найдем отличие еловой и сосновой хвои. У сосны хвоинки длиннее и растут по 2 вместе, т. е. кучкой. А у ели хвоя короткая и расположена по одной.
- Покажите еловую ветку.
- (Имя ребенка, какую ветку ты держишь? Докажи, что ты держишь еловую ветку.
- Покажите сосновую ветку.
- (Имя ребенка, какую ветку ты держишь? Докажи, что ты держишь сосновую ветку.
- Давайте положим В корзинку Старичка-Лесовичка ветки. Сначала положите еловые ветки.
- Посмотрите, Старичок-Лесовичок улыбается, как вы думаете чему он рад? А почему он решил, что вы положили еловые ветки?
- Принесите сосновые ветки.
- Почему Старичок-Лесовичок сейчас улыбается?
- А как вы считаете, дерево живое или нет?
- Деревья - это живой организм, ведь для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.
Психогимнастика
- Ребята, представьте, что вы маленькое семечко ели и это семечко посадили в землю.
Прошел теплый дождь.
Засветило яркое солнышко.
Семечко пустило росток. Росток тянется к солнцу, слегка покачивается на ветру и тянется все выше, выше…
Вот и выросли стройные, красивые елочки.
- Много лесных обитателей можно встретить в ельнике. Любит семена елей дятел; белочка с дерева шишки срывает, семена грызет острыми зубками; клёст питается еловыми семенами, потроша шишки ели. При этом часть семян падает на землю, и мышки, полевки очень этому рады — ведь им самим шишку с дерева не сорвать, а семена для них зимой — настоящее лакомство!
- Как вы думаете, что может произойти с обитателями леса, если вдруг исчезнут ели и сосны?
- Правильно, они погибнут, т. к. им негде будет укрыться, нечем будет питаться.
- А какую пользу приносят ель и сосна человеку?
- Из ели и сосны делают разные полезные вещи. А какие, вы сможете ответить, если посмотрите на стол.
- Доски употребляются как строительный материал, потому что древесина ели мягкая и легкая. Из древесины так же делают мебель, бумагу, картон, целлофан. Волокна в древесине распределены очень равномерно, поэтому такой музыкальный инструмент как скрипка, сделанный из ели, обладает изумительным звуком. Кора, хвоя, шишки применяются в лекарственных целях. Я вам открою секрет, что моя бабушка, когда я простывала, отвар из шишек закапывала мне в нос и давала полоскать рот. Аромат сосны очищает, обеззараживает воздух в жилых помещениях. А масло сосны снимает усталость с мышц после физической нагрузки.
- Приближается праздник – Новый год. Что является символом Нового года?
- Да, украшением нового года является Елка. Ее ставят на видное место, наряжают игрушками, мишурой, гирляндами. Вокруг нее водя хоровод, ждут Деда Мороза с подарками.
- Дети, давайте поможем Старичку-Лесовичку украсить елочки для лесных жителей. Для этого надо пройти на свои места.
- Посмотрите какие украшения для елочки приготовил Старичок- Лесовичок. Сами решите, куда на елку вы их приклеите.
- Хорошо в зимнем лесу. Но нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо, тебе Старичок-Лесовичок, что ты нас пригласил в свой лес. Приносите свои елочки Старичку-Лесовичку. Проходите на ковер. Звучит музыка.
Раздаются шаги.
Воспитатель вносит куклу старика- лесовика.
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована ель.
Воспитатель показывает на те части ели, о которых рассказывает.
Воспитатель первый раз говорит слово громко, затем каждый раз все тише и тише, создавая иллюзию эхо.
Воспитатель следит, чтобы дети меняли силу голоса.
Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована сосна. Во время рассказа показывает на соответствующие детали.
Воспитатель произносит строку с определенной силой голоса, затем дети повторяют эту же строку с такой же силой голоса.
Воспитатель показывает корзину с еловыми и сосновыми ветками
Воспитатель дает детям несколько секунд рассмотреть веточки.
Дети сравнивают еловые и сосновые ветки
Воспитатель спрашивает 3-4 ребенка.
Воспитатель спрашивает 3-4 ребенка.
Дети кладут в корзину еловые ветки.
Дети приносят сосновые ветки.
Звучит музыка.
Воспитатель с детьми приседают.
Стучат по коленкам.
Через стороны поднимают руки вверх.
Медленно встают, раскачиваясь из стороны в сторону.
Потянуться вверх.
Воспитатель прикрепляет на ель картинки дятла, белки, клеста,
мышки.
Воспитатель снимает со
стола салфетку, под которой находятся готовые вещи и картинки.
Во время рассказа воспитатель показывает на соответствующие предметы.
Дети садятся за столы.
Дети украшают елочку. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Дети садятся на ковер. Воспитатель выносит куклу в приемную
Заключительный - Дети, давайте закроем глаза! Скажем слова: «Раз, два, три - в детский сад попади».
- Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу.
- Какие деревья мы видели в лесу?
- Как называется лес, если там растут ели?
- Как называется лес, если там растут сосны?
- Расскажите, какие иголки у ели (сосны?
- Какую пользу приносит ель и сосна животным?
- Какую пользу приносят человеку?
- Я думаю, что вы дома обязательно расскажите, какую пользу приносят ели, почему их нельзя срубать. Вместе с (имя отчество воспитателя) выучите много песен и стихотворений и расскажите их на новогоднем празднике Деду Морозу.
Дети сидят на ковре.