Галина Черткова
Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие ручейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в средней группе
Тема занятия : Путешествие ручейка
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе „Путешествие ручейка“» размещена в разделах
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Материал: капли воды (большие и маленькие, три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле;
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды, за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Ход нод
1. Организационный момент
-Солышко проснулось,всем нам улыбнулось,
предлагаю поиграть,в дружный круг скорее встать.
«С голубого ручейка
Начинается река
А игра - начинается с улыбки!»
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
2. Игровая ситуация
(в группу приносит почтальон письмо и посылку)
Почтальон-Группа «Сказка»?
Воспитатель-да
Почтальон-Вам посылка и письмо адресовано одно.
(раскрываем конверт а там сказка про ручеек)
-Рябята. да тут сказка называется «Ручеёк»,давайте пройдём на стульчики и прочитаем,что же в сказке той узнаем.
Экологическая сказка “ Ручеек”
Ручеек был очень чистый и очень веселый. Он радовался солнцу, чистому небу, пению птиц, и весело журчал. Много было друзей у ручейка : зайцы бегали с ним наперегонки, медведи и лисы спасались от жары, отдыхая на его прохладных берегах. Синицы, скворцы и зяблики шутили и смеялись вместе с ним. И горы не могли без него обойтись: весной он помогал им, освободится от талых вод. А еще ручеек любил людей, он радовался, когда ребятишки приходили купаться, он брызгался и веселился вместе с ними. Ручеек верил, что люди добрые и на добро отвечают добром. В одно прекрасное утро к ручейку прилетела сорока и рассказала ему о том, что люди в остались без воды,потому что люди не берегли воду,засоряли её. Родник,который поил все живое, высох. Притих ручеек, призадумался. И решил помочь людям. Что есть сил побежал вниз, в долину. Но так как настала зима ручеёк замёрз.
-Давайте посмотрим,а правда есть ли в нашей группе вода (подходим к крану,а воды нет).
-А где же ручеёк?Давайте откроем посылку и узнаем,а там что в ней?
(открываем,а там лёд в красивой баночке)
-Что это дети (Лёд)
А лёд-это что (замёрзшая вода)
-Что же нам делать с нашим замёрзшим ручейком (надо растопить лёд)
-А из растопившегося льда, что получится (ручеёк)
-А ручеёк из чего получается (из капелек воды)
-А кому нужна вода (всем на нашей земле,птицам,животным,любдям)
-Предлагаю поиграть,Лёд в баночке нам взять и поставить по ближе к батарее. И будем наблюдать,что же будет происходить со льдом. А сейчас мы будем играть и задания выполнять, и если будем правильно отвечать, то наш ручеёк будет быстрее таять.
-Осмотрите внимательно нашу группу,все уголки и найдите волшебные капельки. Только чтобы их все собрать,на вопросы надо правильно отвечать. Для чего капелька нужна и как она важна?
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать и орашать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Капельку забирают).
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Капельку забирают)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Капельку забирают)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Капельку забирают)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Капельку забирают)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Капельку забирают)
- Посмотрите на капельки? Сколько мы их собрали (много)
-Значит правильно на вопросы мы отвечали.
- Вот сколько в нашей группе капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и воду оберегать, не загрязнять, и правильно её расходывать.
-Ребята посмотрите,мы ответили правильно,ручеёк то наш почти растаял
4. Физкультминутка
«1,2,3,4,5,с капельками пойдём гулять
По тропинки побежали и ни сколько не устали
По травинкам,по цветочкам и по маленьким кусточкам
Много нас,смотри во круг
Мы приносим пользу друг
Дружно капельки трудились
В ручеёк все превратились.
-А давайте посмотрим,что с нашим ручейком происходит.
-Ой а наш то ручеёк почти растаял.
-А как выдумаете почему (потому что лёд это замёрзшая вода и в тепле тает)
-Только наш ручеёк всё равно что то грустный. Посмотрите внимательно,а вода в нашем ручейке чистая (нет,грязная)
5. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»
- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду нашего ручейка. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
- А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.
- Ну вот наш ручеёк и повеселел. Мы сегодня были волшебниками,ручеёк мы растопили и очистили его,значит нам пора прощаться ручейку в путь дорогу отправляться. Пусть течёт и тут и там и приносит пользу нам.
-(подводим итоги
в свободной деятельности рисуем капельки и ручеёк)