Марина Никольская
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Беседа на лесной опушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- закреплять знания детей о растительном и животном мире; о работе человека, как в естественной природе (лес, так и в «прирученной» (сад, огород);
- прививать воспитанникам любовь и бережное отношение к окружающей среде;
- повышать знания о науке экология.
Дети получают письмо, написанное на листе дуба, где говорится, что на лесной опушке произошла беда. Дети отправляются в лес (все действия происходят в группе). Закрывают глаза и оказываются на лесной опушке.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Беседа на лесной опушке“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Видят пни, рядом разбросаны ветки и семена различных деревьев.
- Как же мы теперь узнаем, какие деревья росли здесь? - говорит воспитатель.
Дети отвечают, что это можно определить по веткам, семенам:
- У дуба есть жёлуди, листья фигурной формы, ветки изогнутые и переплетенные между собой.
- У клена – семена-вертолетики, листья резные.
- У березы ветки тонкие, мелкие семена, листья маленькие, с зубчиками.
- У сосны и ели - (иголки, шишки, ветки)
- У липы - …
Дети подают по очереди ветки каждого пня воспитателю. Семена и шишки складывают в корзину, но не все, т. к. птицам и зверям они нужны на пропитание.
- Как же помочь лесу, чтобы здесь снова выросли деревья? - говорит воспитатель.
Во-первых, можно посадить ветки. На огороде так сажают крыжовник, смородину. Этот способ называется черенкованием.
Во-вторых, можно посадить семена деревьев (клена, березы, дуба и т. д.).
- А как часто нужно сажать деревья?
Чем дерево крупнее, тем дальше. Так закладывают дубовую рощу, липовую аллею, яблоневый сад.
- Сколько же лет было нашим деревьям, как узнать?
По годовым кольцам: год теплее – кольцо толще нарастает, холоднее – тоньше. В среднем 25-30 лет растет дерево. Долго нам придется ждать, мы уже станем большими. Поэтому нельзя рубить деревья просто так.
- А где и зачем в лесу прорубают просеки?
Чтобы деревьям было свободно дышать, не мешали корни друг другу. Лесники выбирают старые и погибшие деревья и их спиливают.
- А в огороде, если густо посеяны семена или посажены черенки, что делают?
Их прореживают, рассаживают.
- В руках у меня ветки перепутались. Как узнать от какого дерева какая?
Можно понюхать. К примеру, у липы кора пахнет медом. У ели и сосны – хвоей.
Или внимательно посмотреть: у березы тонкие ветки, почки маленькие.
Музыкальная пауза, хоровод «Во поле березка стояла».
- А что будет, если люди вырубят все деревья? Что дают деревья людям?
Воздух. Листья деревьев вырабатывают кислород, которым дышат люди, животные, птицы, рыбы, насекомые. Без него погибнет все живое.
Плоды. Груши, яблоки, сливы, черешня, вишня, апельсины, персики, лимоны, орехи и т. д.
Шишки и семена. Их едят и звери, и птицы.
Лес - это хорошо, это дом. Дома бывают высокие и низкие, давайте посмотрим…
Куда мы разместим, т. е. на какой этаж поселим растения, насекомых, птиц, животных, деревья, а так же кого поселим в подвал?
А сколько в этом доме этажей?
Подвал - корни, земля, черви, кроты, мыши.
1 этаж - грибы, ягоды, ежи, змеи, ящерицы, муравейники, бабочки, жуки.
2 этаж - зайцы, лисы, волки, кабаны, кустарники (малина, ежевика и т. п.)
3 этаж - белки, куницы, соболь, дятел, соловей, синички, орешник.
4 этаж - сороки, сойки, вороны, малиновки, пеночки, совы, шишки ели, сосны.
5 этаж - орлы, соколы.
Пословицы: «Лес - богатство и красота. Береги свои леса!». «Лес оденет, накормит, обует [в лапти – прим. автора]».
Физминутка: подняли руки вверх, закрыли глаза, представьте себя каким-нибудь деревом…
- Деревья, что вы слышите?
Дети:
-Я - березка, на меня падают снежинки.
- Я - рябина, я чувствую, как мерзнут мои ягоды.
- А я - сосна, по мне прыгает белка.
- А я - осина, я дрожу о ветра.
- А я - дуб, на мне прыгает дятел и стучит.
- А я - липа, вокруг меня снегири водят хоровод.
А теперь нам пора возвращаться, дети закрывают глаза и на счет раз, два, три - оказываются снова в группе.
- Ребята, мы сегодня побывали на лесной опушке. А теперь давайте нарисуем лес, каким вы его видите. Дети рисуют деревья, небо, солнце и т. д. Работы вывешивают на стенд.
Ребята, не забывайте, что к природе нужно относиться бережно.
Вы у меня сегодня молодцы, хорошо поработали!