Галина Соколова
Конспект занятия по экпериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экпериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35 «Соловушка»
Города Набережные Челны Республики Татарстан
Конспект занятия по экпериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: «Воздух и его свойства»
Подготовила
Соколова Галина Викторовна,
воспитатель подготовительной группы
Публикация «Конспект занятия по экпериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Набережные Челны
2014
Тема: «Воздух и его свойство»
Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию.
Материал и оборудование: тазики с водой на каждого ребенка, кораблики, воздушный шар, карандаш, альбом, банка с песком, коктейльные трубочки, вентилятор.
Методические средства: фонограмма (звуки ветра, весенний лес).
Предворительная работа: изготовление корабликов, веера, детских блокнотов.
Словарная работа: движение воздуха, сжатие воздуха, охлаждение воздуха и барханы.
Методические указания:
Воспитатель показывает детям воздушный шар и спрашивает :
- Что находится внутри шарика?
Дети:
-Внутри шарика ничего нет.
Воспитатель:
- Давайте, проверим: Я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажите почувствовали что-то или нет?
Дети подставляют ладони под струю воздуха.
В-ль:
- Так есть что-то в шарике или нет? Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не виден он для нас!»
В-ль:
- Правильно, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, но не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох: раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти.
Дети задерживают дыхание, воспитатель считает до пяти. На счет пять дети выпускают воздух.
В-ль:
- Трудно вам было без воздуха? Конечно, да. Сразу хочется вздохнуть воздух! Человек не может жить без воздуха, если нет воздуха, он может задохнуться. Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать.
В-ль:
- Посмотрите, как работает вентилятор. Что с ним происходит? Его лапости заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется и мы его чувствуем.
Опыт №1. «Воздух при нагревании расширяется»
На столе у воспитателя два тазика. Поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник, когда она охладится надеть на ее горлышко не надатутый шарик, затем поставить бутылку в миску с горячей водой.
В-ль:
- Что происходит с шариком?
Дети:
- Шарик сам надувается. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется.
В-ль:
- Теперь опять поставим бутылку в холодильник. Что происходит с шариком?
Дети:
- Шарик спускается, т. к. воздух при охлаждении сжимается.
В-ль:
- А сейчас мы пройдем с вами в нашу творческую лабораторию, где каждый из вас самостоятельно будет проводить опыты. Перед вами на тарелочке лежит веер, а теперь помашем веером пред лицом. Что мы чувствуем?
Дети:
- Ветер.
В-ль:
- Для чего нужен веер? Чем мы заменим веер в нашей жизни?
Дети:
- Вентилятором.
В-ль:
- Теперь помашем веером над водой. Почему появились волны? Вывод: ветер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинается двигаться. Ветер – движение воздуха.
Опыт №2.
На столах тазики с водой на каждого ребенка.
В-ль:
- Сейчас мы будем превращаться в ветры.
Дети дуют на воду с коктейльной трубочкой.
В-ль:
- Что получается?
Дети:
- Волны.
Вывод: Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Дети зарисовывают в блокнот волны.
Опыт №3. «Буря»
В-ль:
- А сейчас опустите кораблик на воду.
Дети дуют на кораблик, кораблик плавает.
В-ль:
- Вот так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Дети:
- Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее кораблекрушение.
Дети рисуют плывущий кораблик в море.
В-ль:
- А сейчас мы с вами послушаем звуки ветра.
Звучит фонограмма звуки ветра.
В-ль:
- Так что же такое ветер?
Дети:
- движение воздуха.
В-ль:
- Что умеет делать ветер?
Дети:
- Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, развивать флаги, свистеть, поднимать пыль.
В-ль:
- А знаете ли вы как ветер помогает нам?
Дети:
- Надувает паруса, вертит крылья мельницы.
В-ль:
- ветер дует на ветряную мельницу, а мельница вращается и помогает людям молоть муку.
Физминутка: «Мельница»
Быстро вертится крыло,
Мелит мельница зерно,
А из молотой муки
Испекли мы пирожки.
Пирожок поели,
Заниматься сели.
Проводится дидактическая игра «Найди нужный предмет».
В-ль:
- Ветер не только помогает человеку, но и может навредить. А как может навредить ветер человеку?
Дети:
- Разрушает дома, ломает деревья, переворачивает автомобили, переворачивает шляпы.
В-ль:
- А сейчас закройте глаза и мы с вами отдохнем.
Аутотренинг. Фонограмма «Весенний лес».
В-ль:
- Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышатся травы, луга, весело щебечут птица. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром заповедника. Я хочу жить в мире с природой.
В-ль:
- А сейчас мы с вами снова пройдем в творческую лабораторию и превратимся в ветер.
Опыт №5. «Пустыня»
На столе перед каждым ребенком банка с сухим песком и коктейльная трубочка. Песок в банке – личная пустыня каждого ребенка.
В-ль:
- Мы сейчас будем дуть долго на песок. Что происходит?
Дети:
- Сначала появляются волны, похожие на волны в тазике с водой.
В-ль:
- Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другой. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне, их создает ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так с помощью ветра, песок путешествует по пустыне.
Итог занятия :
В-ль:
- Так мы закончили работать в нашей творческой лаборатории. Посмотрите в свои блокноты и скажите, какие опыты мы сегодня проводили? Что больше всего понравилось на занятии?
Звучит фонограмма «Ветер». Сюрпризный момент.
В-ль:
- Ребята, вы слышите к нам в окно залетел ветер. Что же он нам принес?
В окно влетают воздушные шары.
В-ль:
- Давайте скажем спасибо ветер и споем ему песню «Веселый ветер».
Использованная литература
1. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
3. Рыжова М. А. Воздух-неведимка. М., 1998.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.