Получи документы

Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды»

Анна Лифанова
Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия № 1

Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды

Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

• развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;

• познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга;

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы „Три состояния вещества и воды“» размещена в разделах

• на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

Материал и оборудование: глобус, подкрашенная жидкость в прозрачном стакане; вода, лед в формочках; спиртовка, на которой нагревается вода до кипения и испарения; схемы строения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Ход занятия

Перед началом занятия воспитатель вместе с детьми наливает воду в маленькие формочки для льда и уносит их в морозилку или выставляет на улицу.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Что нас окружает?

Дети: Разные предметы (мебель, игрушки, природа и др.)

Воспитатель: Правильно. Нас окружают разные предметы. А любой предмет сделан из какого-то вещества. Например, сто сделан из дерева, мяч из резины, стакан из стекла. Итак, чтобы мы не взяли в руки – это какой-то предмет или объект, но он сделан из разных веществ. А веществ в мире очень много. И все эти вещества разные. Одни очень твердые, например: металл, дерево, камень, другие мягкие – снег, ткань, вата, какие-то жидкие – это вода, бензин, масло, а вот воздух или пар вообще состоят из газа. И сегодня мы с вами познакомимся поближе с одним из самых важных веществ на Земле, а что это за вещество, вы догадаетесь, когда прослушаете мое стихотворение.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. (ВОДЫ).

Воспитатель: Правильно, без воды.

Воспитатель: Как уже мы поняли из стихотворения, без воды нам не прожить. Вода нужна и людям, и животным, и растениям. С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь невозможна. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство. Давайте посмотрим использование воды в природе и в жизни человека. (Презентация).

1 слайд: Вода в природе – это и моря, и океаны, и озера, и реки, маленькие речушки и родники.

2 слайд: Все живое на земле не может обойтись без воды. Животные тропы в лесу ведут на водопой. Птицы летят к рекам и озерам.

3 слайд: Жадно пьет воду каждое деревцо, каждая травинка. Поглядите, как начинает зеленеть травка после каждого дождя и как желтеет, а затем засыхает и гибнет в засуху, когда нет воды.

4 слайд: Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни хлопка. Яблони и груши погибнут, если человек вовремя не польёт их корней.

5 слайд: Тысячи лет может пролежать в сухой земле зерно. Но придёт вода – и зерно прорастёт. Безжизненны и страшны пустынные степи. Но стоит провести воду – и они превращаются в цветущий сад.

Воспитатель: Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

А сейчас я вам буду загадывать загадки, при правильном отгадывании загадки на экране появится картинка. Слушайте внимательно:

Очень добродушная,

Мягкая, пушистая,

Но, когда я захочу,

Даже камень источу (Вода)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Воспитатель: А сейчас мы продолжим с вами наши эксперименты.

Давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?

Дети: Жидкая, твердая (лед, снег) и газообразная (пар, туман)

Воспитатель: Как мы уже с вами сказали, что все предметы состоят из веществ, а вещества все состоят из маленьких частичек, которые называются молекулы. В каждом веществе молекулы расположены по-разному. И сейчас мы с вами попробуем смоделировать различное состояние воды.

Давайте, возьмемся за руки и встанем друг от друга свободно, можем руками двигать, плавно перекачиваться из стороны в сторону. Вот так мы с вами изобразили жидкое состояние воды. Так сцеплены молекулы в жидкости.

Теперь крепче возьмемся за руки и прижмемся крепко друг к другу. У нас получилось твердое вещество. Молекулы в твердом веществе крепко держатся друг за друга.

А теперь дружно рассыплемся горошинками по залу. Это у нас газообразное вещество, молекулы в нем не цепляются друг за друга

Опыт № 3

Двум детям (один в рукавичках, другой - нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед: кто держал его в рукавичках или голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: Лед тает, превращаясь в воду, от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт № 4.

Чтобы лучше понять свойства различных веществ, мы с вами сейчас проделаем следующие опыты.

Проделать эксперименты : вязнет ли в варенье палец? Проходит ли он сквозь сталь (стекло? Можно ли пролить воду? Куда девается соль в воде? Почему она становится невидимой, хотя вкус воды стал солонее? Объяснить причины полученных результатов.

Выводы из полученных результатов:

Палец вязнет в варенье, потому что варенье - это густая жидкость. Частички варенья находятся достаточно близко друг к другу и «не пускают» палец. А сквозь стекло и сталь он вообще не проходит, так как это твердые вещества, в которых частички «крепко держатся» друг за друга.

Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.

Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становится не видно, но они никуда не делись, поэтому вода соленая.

Воспитатель: Вот такие опыты мы сегодня с вами проделали, поиграли, узнали, что все вещества бывают в трех состояниях : жидком, газообразном и твердом. В своих рабочих тетрадях, давайте покажем, что вы поняли, как двигаются молекулы в разных состояниях. А пока вы выполняете задание в тетрадях, я принесу наши формочки из холодильника. Что случилось с ними?

Дети: Вода превратилась в лед. Жидкое вещество превратилось в твердое.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыты с водой в младшей группеОпыты с водой в младшей группе Опыты с водой в младшей группе. Задачи: 1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. 2. Развитие.

Презентация «Нюхаем, трогаем, пробуем». Экспериментирование в старшей группе Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. После проведения экспериментов у детей возникает множество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды»
Опубликовано: 20 февраля 2015 в 18:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лифанова (УИ 204824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД