ТАТЬЯНА КУДИСОВА
Конспект занятия в подготовительной группе «Моя родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Моя родословная». (подготовительная группа)
Воспитатель Кудисова Татьяна Владимировна.
Цель: воспитание уважения к своим предкам; чувства долга и любви к своей семье.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с понятием «родословная», «род», «Древо семьи»;
- познакомить детей с семейным древом;
-закрепить умение отгадывать загадки.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Моя родословная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
-развивать интерес к истории своего рода;
-развивать желание поделиться знаниями о своем роде с товарищами;
-развивать логическое мышление, умение выстраивать временные связи;
-развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
-воспитывать уважение к своим предкам;
-воспитывать чувство долга и любви к своей семье.
Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, ноутбук; семейные фотографии детей, загадки о членах семьи, раздаточный материал (шаблон с изображением генеалогического древа и корня, плакат «Древо семьи», карточки в виде листьев с названием нравственных качеств человека.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотоальбомов, работа в семейных архивах, совместно с родителями поиск информации о своих предках, работа с альбомами для раскрашивания «Моя семья», «Профессия наших мам», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», поиск пословиц о семье.
Ход занятия
Организационный момент
1. Вводная часть.
1.1. Введение в тему. Беседа. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Вспомните, что такое семья, чем она отличается от других групп людей. Актуализация знаний.
Обобщение: Семья- самое главное в жизни для каждого из нас- это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя, фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и ведут хозяйство; помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом, у каждого есть определенная роль в семье.
1.2. Отгадывание загадок о членах семьи.
Кто не в шутку, а всерьёз.
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно … (папа)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой,
Кто же это? Наша (мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой. (бабушки).
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (Дед)
2. Основная часть
2.1. Составление рассказов о своей семье по предложенной модели.
- Как зовут твоих родителей?
- Есть ли у тебя братья и сестра? Сколько им лет? И чем они занимаются?
- Назвать имя бабушки, дедушки, прадедушки, прабабушки?
- Откуда они родом?
- Чем занимались твои предки?
- Какие предания, легенды, интересные истории вы слышали в семье?
- А кто ты свои бабушкам и дедушкам?
- Есть ли у тебя тетя или дядя? Как их зовут?
- Кто такие двоюродные братья и сестра? Есть ли они у тебя?
Обобщение: все, что мы с вами рассказывали, имеет отношение к родословной вашей семьи. Родословная- это перечень поколений одного рода. Род –ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок-это древний предшественник по роду. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала культурным, воспитанным человеком.
2.2. Знакомство с понятием «Семейное Древо». Просмотр презентации «Древо семьи». Комментарии слайдов презентации: что такое родословная? У каждого человека два родителя- мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше- четверо, прабабушек, прадедушек еще вдвое больше-восемь. И так далее. Вот сколько у человека предков. Весь род можно представить в виде родословного, или семейного древа. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого древа. А самый древний передок- корень этого дерева, корень нашего рода.
Предлагаются семейные Древа самых известных семей: А. Невского, А. С. Пушкина. В презентации демонстрируются Древа семей воспитанников, которые участвовали в детско- взрослом проекте «Моя родословная».
Физкультминутка с элементами психогимнастики.
Включается музыка.
Воспитатель: ребята, встаньте удобно на ковре. Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками). С весенним теплом солнышко начинает пригревать и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься). У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх). Растет стебелек (вытягивается туловище вверх). Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент – бутоны раскрываются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в цветущее дерево.
2.3. Продуктивная деятельность. Изготовление семейного древа по образцу.
Воспитатель: человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти и дело каждого человека. И сегодня мы с вами попробуем это сделать. Показывается рисунок, на котором изображено генеалогическое древо.
Инструкция: рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое Древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:
- На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя. В ячейках слева и справа от себя нарисуйте ваших братьев и сестер, если они у вас есть.
- На следующим уровне нарисуйте своих родителей.
- у ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму- разуму. Их вы называете бабушками и дедушками.
Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.
2.4. Моделирование крепкой, счастливой семьи на плакате «Древо семьи».
Воспитатель: какая семья считается счастливой? Что должно царить в по- настоящему счастливой семье? ( ответы детей: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь).
Давайте, ребята, мы наше родословное дерево пополним листочками. Вы будете брать по одному листочку с названием нравственного качества человека, объяснять, зачем необходимо это нравственное качество в семье, и прикреплять на дерево- пополнять крону дерева листьями. ( На листиках написаны слова: любовь, взаимопонимание, поддержка, внимание, взаимопомощь, сочувствие, дружба, понимание, терпение).
Обобщение: мы должны с уважением говорить о своей родословной, о своих предках. Ведь если бы не они, то не было бы вас на свете.
2.5. Толкование пословиц о семье.
Какие пословицы о семье вы знаете?
На, что и клад, коли в семье -лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Что есть в семье лучшего- от родителей.
Родители детям плохо не скажут.
Обобщение: крепкая, здоровая семья, где все относятся друг к другу с любовью, взаимопониманием, вниманием, сочувствием, терпением, оказывают взаимопомощь, поддержку; где почитают и знают своих предков- общенациональная ценность. Ведь по настоящему счастлив тот человек, у которого есть семья.
3. Заключительная часть.
3.1. Итоги. Обратите внимание, ребята, какое получилось у нас дерево, с богатой кроной. Я надеюсь, что в вашей семье присутствует любовь, взаимопонимание, внимание, сочувствие, терпение, все оказывают друг другу взаимопомощь, поддержку. От Вас в будущем будет зависеть крепость и сила Вашей семьи. Помните: Семья-это важно. Семья- это сложно. Но счастливо жить одному не возможно. Всегда будьте вместе, любовь берегите. Обиды и ссоры подальше гоните. Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
3.2. Рефлексия.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Чем? Вы запомнили, что такое «Древо семьи» и как оно получается? Будете ли дальше изучать историю своего рода? Что вы узнали такого, что помогло испытать гордость за свою семью? Какие открытия сделали для себя? За, что вы можете похвалить себя?