Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воздуха «Поиграем в прятки»

Флора Исаева
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воздуха «Поиграем в прятки»

Ппоказать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.

Цель: показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.

Задачи:

Область «Познание»

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности, интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого

Область «Коммуникация»

Формирование связной речи, умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.

Область «Социализация»

Воспитание настойчивости в достижении цели, развитие инициативы.

Область «Здоровье»

Совершенствование знаний о здоровом образе жизни, развитие правильного выполнения дыхательных упражнений, поддержание бодрого настроения.

Чтение художественной литературы:

Развитие у ребят памяти, интереса к рифмам.

Демонстрационный материал:

• аквариум с водой,

• салфетка, 2картинки с изображением города и леса,

• схемы, отображающие свойства воздуха.

Раздаточный материал:

• по 2 баночки с водой, одна покрыта салфеткой,

• трубочка,

• кусочек губки,

• осколок кирпича,

• веер,

• цветочек, привязанный на ниточке,

• целлофановый мешочек,

• кубики,

• резиновая игрушка.

Формы организации нод

• Сюрпризный момент

• Рассматривание картины и объектов

• Опыты, исследовательская деятельность

• Обсуждение

• Физминутка

Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила своего друга- художника. Он подарил мне две картины, где отразил свои впечатления после летнего отдыха. Как вы, думаете, где отдыхал художник?

Дети: Он гулял по городу и был в лесу.

Воспитатель:Где художнику было лучше отдыхать? Почему? (ответы детей)

Где был чистый воздух?

Дети: В лесу.

Почему?

Дети: В лесу много растений, они выделяют кислород, которым мы дышим. Чем больше растений, тем чище воздух.

Воспитатель: Чем загрязнен воздух в городе? (ответы детей)

Ребята, подумайте и скажите, что мы можем сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответы детей)

Что же мы можем посоветовать моему другу- художнику, где чаще гулять летом? (ответы детей)

А почему нужно чаще гулять на свежем воздухе? (ответы детей)

Правильно, дети, молодцы! Мы много говорили про воздух, а где он?

ГОЛОС: А я здесь, рядом с вами. Хотите со мной поиграть? Давайте играть в прятки, я, чур, прячусь, а вы меня ищите.

Воспитатель: Ребята, вы согласны его поискать?

Дети: Да.

Воспитатель: С чего же начнем? Хотите посмотреть, нет ли воздуха в полиэтиленовых мешочках?

Тогда садитесь на подушечки. Заполните мешочки кубиками одного любого цвета. Каким стал мешочек и почему? (Ответы детей)

Значит, мешочек становится выпуклым, когда в нем чего-нибудь есть. Добавьте еще кубиков другого цвета. Что стало с мешочком?

Дети: Он стал еще более выпуклым.

Воспитатель: Ребята, что же мы можем сказать? Отчего зависит размер мешочка?

Дети: Чем больше предметов, тем больше мешочек.

Воспитатель: А теперь освободите мешочки от кубиков, рассмотрите их и ответьте, есть ли что-либо в них?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас предлагаю скрутить мешочек со стороны отверстия. Что делается с мешочком?

Дети: Он вздувается.

Воспитатель: А почему? Мы же говорили, что он вздувается только тогда, когда в нем что-то есть.

Дети: Там воздух.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы нашли воздух в мешочках, а вы его видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Теперь давайте выпустим его из мешочков. Ему, наверное, там тесно.

ГОЛОС: Убежал! Убежал! Догоняйте! Вот какой я быстрый!

(Стоя у аквариума)

Воспитатель: А хотите, ребята, проверить есть ли воздух в стакане?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот стакан. В нем есть что-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сейчас? (на дно прикрепляется салфетка). Теперь посмотрите,что я сделаю (опускается перевернутый стакан с салфеткой внутри в аквариум с водой). Вода вошла в стакан?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, салфетка не намокла. Почему?

Дети: Вошло мало воды.

Воспитатель: А ведь вода могла подняться выше, что ей помешало?

Дети: Воздух, который там был.

Воспитатель: А вы его видели?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему же мы его не видим?

Дети: Он невидимый (выставляется схема с изображением глаза).

Воспитатель: Дети, хотите почувствовать прикосновение воздуха к каждому из вас?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Возьмите веера, помашите ими перед лицом. Чувствуете, как воздух прикоснулся к вашим носикам и щечкам. Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?

Дети: Вентилятором, кондиционером.

А теперь подуйте на ручку вот так (показывается 2 раза). Какой воздух?

Дети: Холодный и теплый.

Воспитатель: Значит, ребята, что мы можем сказать о воздухе.

Дети: Он невидимый, но мы его чувствуем и можем ощущать (выставляется схема с изображением руки)

Воспитатель: Я вам сейчас, ребятки, открою секрет. Воздух имеет разные голоса. Возьмите по одной резиновой игрушке и поиграйте с ними. Кто это у вас сейчас пищал? (ответы детей).

Итак, мы воздух можем слышать (выставляется схема с изображением уха)

Воспитатель: В какой хорошо знакомой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Дети: Мяч, в котором много воздуха, лучше прыгает.

Ребята, а вам воздух ничего не сказал?

ГОЛОС: Куда же еще спрятаться. Вот сюда сейчас заберусь.

Воспитатель: Интересно, куда же он решил забраться. А посмотрите, сколько разных предметов на столах. Давайте в них поищем воздух.

(садятся за столы)

Рассмотрите губку. Какая она, потрогайте.

Дети: Мягкая.

Воспитатель: В губке, ребята, есть отверстия. Как вы думаете, что в этих отверстиях?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Проверим. Опускаем губку в воду. Есть воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Пузырьки выходят.

Воспитатель: Значит, в мягких предметах есть воздух. А в твердых? Найдите у себя на столе твердый предмет.

Дети: Кирпич.

Воспитатель: Проверьте, есть ли в кирпиче воздух (бросают кирпич в баночку с водой и опять появляются пузырьки в воде)

И в кирпиче есть воздух.

(Обратить внимание детей на пузырьки на стенках баночки) Это о чем говорит?

Дети: Воздух есть в воде.

Воспитатель: Ну что же, ребята, скажем воздуху, где мы его нашли, где он прячется.

(Дети перечисляют)

Воспитатель: Воздух всюду вокруг нас. А только ли вокруг нас, а в нас самих нет?

Дети: Есть.

Воспитатель: А зачем он живет в нас?

Дети: Мы им дышим, вдыхаем и выдыхаем.

ФИЗМИНУТКА.

Разучивание стихотворения.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Дыхательное упражнение «Трубочка»

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и тихонько подуйте в нее. Что опять в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Значит, действительно в нас есть воздух. Что-то воздух притих. Продолжим его поиски. Возьмите в руки цветочки, подвешенные на ниточках, подуйте на них. Что происходит с цветочками?

Дети: Они отклоняются.

Воспитатель: Почему? На что похож сейчас воздух?

Дети: На ветер.

Воспитатель: Когда воздух перемещается, мы говорим - дует ветер. Когда дует ветер, что происходит в природе?

Дети: Все двигается, качаются деревья.

Воспитатель: Значит, ребята, мы узнали еще одно свойство воздуха – он движется (выставляется схема с изображением дерева)

Ребята, я думаю, хватит его искать, пора ему и показаться. Давайте попросим его выйти.

ГОЛОС: Рад бы, да я не могу.

Ребята, почему?

(Ответы детей по выставленным схемам, они перечисляют свойства воздуха)

Дети: Воздух невидимый, его можно слышать, чувствовать и он может двигаться.

Воспитатель: Воздух, может быть, хватит на сегодня играть. Давай продолжим игру завтра. А ты подумай, где еще можешь спрятаться.

ГОЛОС: Хорошо.

Используемая литература

1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1986.

2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

3. Дыбина О. В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

6. Поддъяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.

7. Равиза Ф. В. Простые опыты. – М., 1997.

8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб.

Публикации по теме:

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 4–5 лет «Почему воздушный шарик называется — воздушным?» П/C:Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в пространстве. Выявить свойства воздуха: невидимый, без вкуса, без.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воздуха «Поиграем в прятки»
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 23:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки