Елена Захарова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
1- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
2- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Материал:
Макет вулкана, поддон,; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.
Содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Вулкан“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
I. Постановка исследовательской задачи.
Рассказывание детям легенды про Вулкан, просмотр слайдов.
II. Прогнозирование результата.
Восп-ль: Почему происходит извержение вулкана? (предположения детей)
III. Выполнение эксперимента.
Восп-ль: Аккуратно действуйте со всеми материалами.
Ход занятия:
1 Мотивация:
В-ль: Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится?
Открываем (там лежит пемза) – Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет?
РАССМАТРИВАЕМ. (рассуждения, предположения детей). Сравниваем с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: угль, мел, песчаник.
В-ль: В посылке есть еще записка, а в ней подсказка, послушайте:
Гора стоит, из нее дым валит,
потом шум, да гром – все горит кругом. (вулкан)
Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а наоборот,
нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это, все-таки, за предмет?
Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, Что такое ВУЛКАН, и как он связан с предметом-загадкой.
2 Легенда
В-ль: Ребята, я знаю легенду про вулкан. Хотите я вам ее расскажу?
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.
(показ картинки с изображением сюжета легенды про вулкан)
А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан?
Нам поможет наш компьютер – показ слайдов с различными видами вулканов : «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся.
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
- А на что похож вулкан? (Вулкан это большая гора с крутыми склонами.)
- Какой формы вулкан? (конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Интересно! А хотите увидеть извержение вулкана?
3 Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана?
А где можно делать опыты? (в лаборатории)Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта).
В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.
Давайте посмотрим:
Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса)
Из чего сделано жерло вулкана? (пластиковый стаканчик) Все это стоит на подносе.
Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта)
Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной
краски.
5 капель моющей жидкости (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
Когда все компоненты, кроме уксуса в вулкане – надо отойти подальше от вулкана (дети наблюдают извержение)
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.
А сейчас обратите внимание, что в ваших картах дно окошечко пустое. Как вы думаете, что должно быть в нем нарисовано (наш вулкан, извержение)
4 Я предлагаю взять цветные карандаши и зарисовать свой опыт.
В-ль: Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем?
5 Этюд «Вулкан просыпается – извергается»
6 В-ль: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан…
… а про наш загадочный предмет немного забыли, что же это все-таки такое?
Может, кто-то все-таки догадался (ответы-предположения детей).
А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть там ответ на наш вопрос? открываем, читаем:- Это пемза – застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток.
7 В-ль: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам было интересно?
- Что понравилось больше всего?
- А что вы нового сегодня узнали?
- Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?
Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!