Получи документы

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» (старшая группа) (2 фото)

Елена Захарова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» (старшая группа)

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи:

1- способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

2- совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.

Материал:

Макет вулкана, поддон,; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.

Содержание:

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Вулкан“ (старшая группа)» размещена в разделах

I. Постановка исследовательской задачи.

Рассказывание детям легенды про Вулкан, просмотр слайдов.

II. Прогнозирование результата.

Восп-ль: Почему происходит извержение вулкана? (предположения детей)

III. Выполнение эксперимента.

Восп-ль: Аккуратно действуйте со всеми материалами.

Ход занятия:

1 Мотивация:

В-ль: Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится?

Открываем (там лежит пемза) – Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет?

РАССМАТРИВАЕМ. (рассуждения, предположения детей). Сравниваем с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: угль, мел, песчаник.

В-ль: В посылке есть еще записка, а в ней подсказка, послушайте:

Гора стоит, из нее дым валит,

потом шум, да гром – все горит кругом. (вулкан)

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а наоборот,

нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это, все-таки, за предмет?

Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, Что такое ВУЛКАН, и как он связан с предметом-загадкой.

2 Легенда

В-ль: Ребята, я знаю легенду про вулкан. Хотите я вам ее расскажу?

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля… Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(показ картинки с изображением сюжета легенды про вулкан)

А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан?

Нам поможет наш компьютер – показ слайдов с различными видами вулканов : «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

- А на что похож вулкан? (Вулкан это большая гора с крутыми склонами.)

- Какой формы вулкан? (конус).

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Интересно! А хотите увидеть извержение вулкана?

3 Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана?

А где можно делать опыты? (в лаборатории)Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта).

В лаборатории у нас все готово для проведения опытов.

Давайте посмотрим:

Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса)

Из чего сделано жерло вулкана? (пластиковый стаканчик) Все это стоит на подносе.

Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта)

Насыпаем ложку соды.

Добавляем красной

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» (старшая группа)

краски.

5 капель моющей жидкости (пипеткой)

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Дети, работать надо аккуратно и осторожно.

Когда все компоненты, кроме уксуса в вулкане – надо отойти подальше от вулкана (дети наблюдают извержение)

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

Фото «Вулкан»

А сейчас обратите внимание, что в ваших картах дно окошечко пустое. Как вы думаете, что должно быть в нем нарисовано (наш вулкан, извержение)

4 Я предлагаю взять цветные карандаши и зарисовать свой опыт.

В-ль: Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем?

5 Этюд «Вулкан просыпается – извергается»

6 В-ль: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан…

… а про наш загадочный предмет немного забыли, что же это все-таки такое?

Может, кто-то все-таки догадался (ответы-предположения детей).

А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть там ответ на наш вопрос? открываем, читаем:- Это пемза – застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток.

7 В-ль: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам было интересно?

- Что понравилось больше всего?

- А что вы нового сегодня узнали?

- Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

Публикации по теме:

Организация исследовательской и опытнической деятельности в мини-лаборатории (старшая группа) Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тематическое планирование занятий к программе по оригами «Волшебная мастерская» Тематическое планирование «Знакомство с оригами» 1. Дать понятие – оригами, это японское искусство. 2. Рассказать историю возникновения.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» (старшая группа)
Опубликовано: 25 июля 2014 в 22:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД