Куликова Ирина Викторовна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «О тех, кто хлеб растил»
Конспект занятия познавательного развития в старшей группе
«О тех кто хлеб растил».
Цели:
Связная речь:
- Учить детей полно и точно отвечать на вопросы,
-Развивать навыки составления рассказа по картине.
Развитие словаря:
-Активизировать в речи детей глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.
-Учить применять в речи образные выражения.
Формирование грамматического строя речи:
-Упражнять детей в составлении предложений из двух, трех, четырех слов. ---Учить составлять схему предложения и подбирать схему к предложению.
Воспитательные цели:
-Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности,
-Формирование навыка грамотно выражать свое мнение,
- Развивать способность к коллективному творчеству.
-Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
-Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеб.
-Развивать связную речь.
-Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.
Оборудование материалы:
-Кукла дед Макар и внук Иван.
-Ширма «Уборка урожая».
-Изображения спец техника для уборки урожая.
-Фото альбом «Хлеб всему голова»
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно хлеб. Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой вы любите хлеб?
Ответы детей: Белый, булки с изюмом, мягкий, черный.
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Ответы детей: Мама купила в магазине.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости дед Макар и его внук Иван. Когда дедушка узнал,что мы сегодня будем говорить о хлебе, он захотел к нам прийти в гости и поделиться своими воспоминаниями как он и его родители сеяли,выращивали и собирали урожай хлеба. А его внук Иван расскажет,как он трудится в поле. Давайте послушаем.
Дед Макар: С наступлением весны начинался наш тяжелый труд. Когда сходил снег, и земля оттает. начиналась подготовка земли под посев. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать плугом. Затем ее надо было взборонить. (демонстрация фото из альбома).если в хозяйстве были животные то плуг и борону запрягали в них.
Внук Иван: Ребята как вы думаете, тяжело было дедушке в поле работать? Тех кто работает в поле выращивает и собирает хлеб называют хлеборобами.
А вот в нашем современном мире нам стало легче. Пашет и боронит землю специальные машины и управляют ими люди. (рядом с ширмой воспитатель ставит трактор с плугом) Трактор тянет за собой плуги,которые пашут землю. Ребята а вы знаете кто управляет трктором?
Ответы детей: Тракторист управляет трактором.
Дед Макар: Да,внучок сейчас вам легче работать в поле. Так получается, с помощью техники вы больше можете обработать земли. Это хорошо. Когда мы подготовили землю, начинаем сеять зерно. Сеяли мы руками. На груди висело лукошко с зерном, и рассыпали его равномерно. После посева зерно надо заборонить (демонстрация фото). Ой ребятки что то засиделся с вами, не привык я без дела долго сидеть.
Воспитатель: ребята а давайте поиграем вместе с дедушкой и Иваном. Представьте, что мы в поле.
Физкультурная минутка: «Колоски»
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю
(дети присели)
Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал.
И появились первые всходы
(сжатые ладони потянулись вверх и дети медленно встат).
Зернышки росли, росли и стали колосками
(медленно поднимайте руки)
Колоски тянутся к солнышку
(почувствуйте напряжение в руках)
Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски
(расслабиться, наклонить голову, опустить руки, плечи, туловище)
Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку.
В поле выросли замечательные колоски
(улыбнитесь друг другу)
Воспитатель: Какие замечательные колоски у нас выросли! Ребята а теперь давайте послушаем как Иван сажает хлеб.
Внук Иван: Ну конечно и сажаем мы хлеб при помощи специальной машины которая называется сеялка (демонстрация машины и выставляется рядом с макетом.) А вот когда хлеб вырастает,созревает начинается жатва т. е. уборка урожая с помощь комбайна который сразу отделяет зерна от колосьев. Зерна с комбайна перебрасывается с помощью специальной трубы в грузовую машину. А затем зерно вывозили в зернохранилище. Ребята а вы знаете как называют человека который управляет комбайном и грузовиком? (ответы детей)
Ответы детей: Комбайном управляет комбайнер, грузовиком управляет водитель.
Дед Макар: Ой внучок вы совсем разучились работать. А мы хлеб убирали руками. Сначала мы косой,серпом косили А затем молотили и это был самый тяжелый труд. Урожай собирали и молотили не один день. Потом собирали зерно и хранили его в сараях.
Внук Иван: Ребята, правда, очень тяжелый труд выращивать хлеб? А как вы думаете, кому было тяжелее выращивать хлеб нашим бабушкам и дедушкам или сейчас в современном мире? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Какие вы внимательные слушатели. А теперь давайте попрощаемся с дедушкой Макаром и его внуком Иваном.
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомнилось, что вы сможете рассказать знакомым, близким.
Ответы детей:…
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:
«Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд – его имя,
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной!».