Конспект занятия познавательной деятельностью «Мир камней»

Марина Трушина
Конспект занятия познавательной деятельностью «Мир камней»

Конспект занятия «Мир камней»

(Подготовительная группа)

Цель: обобщить и систематизировать знания о камнях как части неживой природы.

Задачи: - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- учить самостоятельно находить признаки отличия и сходства камней;

- устанавливать связь между явлениями природы;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материал: коллекция камней, шкатулка с украшениями (бусы из малахита, янтаря и другие, письмо от гномов, иллюстрации построек из камня (памятники, фонтаны, исследовательские таблицы на каждого ребенка, миски с водой, лупы, гвоздики, цветные карандаши, нарисованная гора, мяч, фломастеры.

Ход занятия:

1. Приветствие (звучит фоновая музыка).

Воспитатель. (В.) Давайте пожелаем друг другу доброго утра через наши ладошки.

- Доброе утро, Даша! (Дети дотрагиваются до ладошек).

- Доброе утро, Витя!

- Доброе утро, солнце! (руки вверх).

- Доброе утро, небо!

- Доброе утро, земля! (руки вниз).

- Доброе утро, все дети! (руки в стороны).

2. В. Ребята, когда я ехала к вам в гости, меня встретил почтальон и передал вам вот это письмо. Давайте пройдем на стульчики и прочитаем его.

Чтение письма гномов: «Здравствуйте, дорогие друзья!

Пишут вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Рядом с нами, без устали перебирая камешки, течет прозрачная горная речка. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем из них украшения. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны.

В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может, они и правы. Вот, например, чтобы суп был соленый, нужна соль, а это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства.

Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятано много камешков. Пусть каждый из вас найдет камень и узнает его секрет. Удачи вам!

Гномы – хранители камней»

В. Вот какое интересное письмо. Я вам предлагаю стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней, которые спрятали гномы.

Дети вместе с воспитателем подходят к нарисованной горе и ищут камни, рассматривают и отвечают на вопросы.

- Вы нашли разные или одинаковые камни? (у всех разные).

- Камень – это живая или неживая природа?

- А почему вы так думаете?

3. В. Давайте возьмем камни и отправимся в нашу лабораторию. Проходите за столы. Теперь мы с вами настоящие исследователи. Подумайте, как можно исследовать камни?

Ответы детей.

В. Результаты исследований, то есть то, что мы будем узнавать, мы будем отмечать вот в этой таблице. Напротив каждой картинки отмечайте свойства камня.

Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.

Опыт 1. Рассмотрите камни и отметьте в таблице цветным карандашом, какого они цвета.

Дети делают зарисовку карандашом соответствующего цвета.

Опыт 2. Потрогайте камень. Какой он на ощупь – гладкий или шершавый? Нарисуйте в таблице значком это свойство.

Опыт 3. Рассмотрите камень через лупу. Что есть на нем? (трещинки, узоры). Если они есть, поставьте в таблице плюс. Если нет – минус.

Опыт 4. Проведите по камню пальцем. Остался ли след? (нет). Поцарапайте камень ногтем. А теперь остался след? Попробуем поцарапать гвоздиком. Если остался след, поставьте плюс. Если нет – минус. Трудно поцарапать камень? (трудно). О чем это говорит? Что камень какой? (твердый).

Опыт 5. Возьмите камень, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите камешек в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? (результаты опыта в таблицу не заносятся, просто обсуждаются).

Опыт 6. Опустите камень в воду. Что с ним происходит? (он тонет). Отметьте результаты в таблице.

4. В. Мы с вами провели научные исследования. Нам нужно приготовить отчетный доклад на конференцию. Теперь Лена с помощью таблицы расскажет о свойствах своего камня. Мы наденем тебе специальную шапочку, как у настоящего ученого. Она называется феска. Свой доклад ты можешь начать так: «Мой камень … цвета».

На выступающего ребенка надевается феска. По опорной таблице он делает доклад о свойствах камня. Выслушивается 1-2 доклада.

5. Физминутка. Игра с мячом «Скажи наоборот».

В. Подойдите все ко мне поближе, встаньте в кружочек, мы поиграем с вами в игру «Скажи наоборот». Я вам буду называть свойства камня, а вы мне должны назвать противоположное по смыслу слово: холодный – теплый, мокрый – сухой, большой – маленький, гладкий – шершавый, светлый – темный, острый – тупой, тяжелый – легкий, крупный – мелкий.

6. В. Вот мы с вами рассмотрели камни, исследовали их, узнали их свойства, даже поиграли. А вы знаете, что можно сделать из камней? (ответы детей). Давайте посмотрим (на доске иллюстрации памятников, зданий). Вот сколько всего может сделать человек из камней. Но из камня можно не только строить, но и делать очень красивые вещи. Посмотрите, какую я вам сегодня принесла красивую шкатулочку. Давайте рассмотрим, что в ней лежит.

Дети рассматривают украшения, любуются, примеряют.

7. В. Давайте мы с вами тоже сделаем для гномов красивые подарки из простых камней. Как это можно сделать? (ответы детей). А мы сегодня будем оживлять камни при помощи фломастеров.

Дети «оживляют» камни.

В. Посмотрите, какой у меня красивый ларец. А что, если мы в него сложим подарки и отправим его гномам? Они будут очень рады.

Дети кладут в ларец камни.

8. В. Ребята, вспомните, где живут гномы? (в горах). Давайте с вами сделаем гору.

Игра «Гора и камешки».

В. Возьмитесь за руки, поднимите их высоко-высоко. Это гора. Но под воздействием солнца, дождя, ветра горы незаметно для человеческого глаза постепенно разрушаются. Как только подул ветер, наша гора рассыпается (дети разбегаются, ветер утих, а камешки замерли в интересных позах (дети замирают).

Игра повторяется 2-3 раза.

9. Рефлексия занятия.

В. Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились узнавать тайны камней. А я в благодарность вам тоже хочу сделать подарки. Конечно же, это камушки. Но только съедобные. Я думаю, вы ими поделитесь со своими друзьями и расскажете им о том, что сегодня узнали интересного.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) «Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) Цель: Расширить и.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.

Конспект занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) «Чудеса из шляпы» Задачи: 1. Упражнять детей в ориентировании на листе бумаги в клетку. 2. Развивать логическое мышление,воображение,память,речь,мелкую моторику.

Конспект познавательного занятия «Домик из песка и камней для черепашки Агашки» для первой младшей группы Задачи: Развивать познавательный интерес детей, закрепить знания детей о свойствах песка и камня: песок – сухой, мокрый, меняет цвет от.

Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в старшей группе Вид деятельности: рассматривание пейзажной картины И. И. Левитана «Золотая осень» Программное содержание: - закрепить умение рассматривать.

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе Вид занятия – формирование представлений о сенсорных эталонах. Тема занятия – формирование представлений о длине. Цель: сформировать представление.

Конспект занятия «Свойства песка и камней» Цель: формирование познавательного интереса у дошкольников при ознакомлении с неживой природой в процессе экспериментальной деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление со свойствами камней» Занятие на тему: «Ознакомление со свойствами камней» Программное содержание: дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней; развивать.

Автор публикации:
Конспект занятия познавательной деятельностью «Мир камней»
Опубликовано: 3 мая 2016 в 14:03
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный театр в детском саду
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо, что нашли минутку, чтобы зайти ко мне в гости! Сегодня я хочу вам расказать и...
Конспект проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями»
Тема: «Уход за комнатными растениями». Возрастная группа детей: средняя Цель: Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать знания о...
Сценарий 1 сентября 2018 «Здравствуй, школа!»
Торжественная линейка 2018 «Здравствуй, школа! » Звучит музыка Выход детей 1. Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим школе: « Здравствуй! »...
Конспект занятия «Наблюдение за пауком»
Наблюдение за пауком. Елена Владимирова. Цель: Расширение и закрепление знаний о характерных особен¬ностях внешнего вида паука, его жизненных проявле¬ниях;...
Картотека «Дидактические экологические игры»
«Что было бы, если из леса исчезли… » Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А...